←предыдущая следующая→
1 2 3
ВТОРОЙ СЕМЕСТР
ЛЕКЦИЯ N 8
я2ОСНОВНЫЕ ТИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСПЛЕЕВ
Основными техническими характеристиками дисплея являются:
- размер экрана по диагонали;
- емкость экрана;
- способ формирования изображения (растровый или векторный);
- способ формирования символов;
- частота регенерации изображения;
- зернистость монитора.
Как правило, дисплей состоит из цветного или черно-белого
монитора, блока управления и клавиатуры.
По типу отображаемой информации дисплеи делятся на алфавит-
но-цифровые и графические.
Применяется три различных типа алфавитно-цифровых дисплеев:
1) дисплеи, способные отображать только алфавитно-цифровую
информацию;
2) дисплеи, способные отображать псевдографические символы;
3) интеллектуальные дисплеи, обладающие редакторскими воз-
можностями и осуществляющие предварительную обработку данных.
Графические дисплеи делятся на два типа: векторные и растро-
вые.
Векторные дисплеи предназначены для получения статических и
динамических изображений ограниченного объема в виде совокупности
точек, отрезков векторов и символов с высокой разрешающей способ-
ностью (свыше 2048x2048 точек). Изображение, как правило, являет-
ся черно-белым с несколькими градациями яркости.
Растровые дисплеи с режимом регенерации и матричным растро-
вым способом получения графических образов на экране позволяют
получать черно-белые и цветные статические и динамические изобра-
жения. Их разрешающая способность достигает 1280x1024 точек.
Дисплеи без режима регенерации с запоминающими экранами на
ЭЛТ или плоских индикаторных панелях используются для отображения
статических образов большого объема. Они дают черно-белое изобра-
жение без градаций яркости и имеют разрешающую способность до
4096x4096 точек.
В настоящее время все IBM-совместимые персональные компьюте-
ры комплектуются графическими растровыми дисплеями с разрешающей
способностью от 640x350 до 1280x1024 точек и размером по диагона-
ли от 9 до 31 дюйма (в некоторых особых случаях в качестве допол-
нительного устройства может использоваться алфавитно-цифровой или
векторный дисплей). На наиболее дешевых моделях и на файл-серве-
рах устанавливаются 14-дюймовые черно-белые (стоимостью около 100
$) или цветные (стоимостью 200-250 $). Модели среднего класса
снабжаются 15-дюймовым монитором, снабженным защитой от вредных
излучений (Low Radiation), соответствующей стандарту MPR II. На
графические станции устанавливаются мониторы с размером по диаго-
- 2 -
нали 17 и более дюймов.
Контроллеры растровых дисплеев обеспечивают палитру от 2 до
256 цветов, а наиболее современные модели - 2я516 я0(65536) и даже
2я524я0 (свыше 16 миллионов) цветов. В графическом режиме дисплея в
видеопамяти для каждой точки экрана должен быть записан тот цвет,
которым эта будет изображаться. Так что чем больше разрешающая
способность дисплея и чем больше может одновременно изображаться
цветов на экране, тем больший размер должна иметь видеопамять,
т.е. встроенное в контроллер монитора ОЗУ. Контроллеры, обеспечи-
вающие режим 640x480 точек с 16 цветами имеют 256 Кбайт памяти,
обеспечивающие режим 800x600 точек с 256 цветами и 1024x768 с 16
цветами - 512 Кбайт памяти, а обеспечивающие режим 1024x768 с 256
цветами - 1 Мбайт.
На четкость изображения на экране монитора существенное вли-
яние оказывает размер точки (зерна) экрана. Чем меньше размер
точки, тем более четким получается изображение. На мониторах
стандартного размера (14 дюймов) при разрешении 640x480 удовлет-
ворительное изображение получается при размере зерна 0,39 мм, а
хорошее - при зерне 0,31 мм. При разрешении 800x600 точек необхо-
димо зерно 0,31 мм, а для режима 1024x768 - 0,28 или 0,25 мм. На
мониторах с большим зерном изображение получается нечетким.
ОСОБЕННОСТИ РАСТРОВЫХ УСТРОЙСТВ
Растровое устройство можно рассматривать как матрицу диск-
ретных ячеек (точек), каждая из которых может быть подсвечена.
Таким образом, оно является точечно-рисующим устройством. Невоз-
можно, за исключением специальных случаев, непосредственно нари-
совать отрезок прямой из одной адресуемой точки (пиксела) в мат-
рице в другую адресуемую точку. Отрезок можно лишь аппроксимиро-
вать последовательностями точек, близко лежащих к реальной траек-
тории отрезка.
Отрезок прямой из точек получится только в случае горизон-
тальных, вертикальных или расположенных под углом 45 градусов от-
резков. Все другие отрезки будут выглядеть как последовательности
ступенек. Это явление называется лестничным эффектом (ступенча-
тостью изображения):
ЪДї
ЪДї ЪДї і і
ГДґ ЪДЕДЩ ЪДЕДЩ
ГДґ ЪДЕДЩ і і
ГДґ ЪДЕДЩ ЪДДДї і і
ГДЕДЕДЩ ЪДДДЕДДДЩ ЪДЕДЩ
ГДЕДЕДВДВДВДї ЪДДДЕДДДЩ і і
АДБДБДБДБДБДЩ АДДДЩ АДЩ
Чаще всего для графических устройств с растровой ЭЛТ исполь-
зуется буфер кадра. Буфер кадра представляет собой большой непре-
- 3 -
рывный участок памяти компьютера. Для каждой точки (пиксела) в
растре отводится как минимум один бит памяти. Эта память называ-
ется битовой плоскостью. Изображение в буфере кадра строится по-
битно. Из-за того что бит памяти имеет только два состояния
(0 или 1), имея одну битовую плоскость, можно получить лишь чер-
но-белое изображение. Битовая плоскость является цифровым уст-
ройством, тогда как растровая ЭЛТ - аналоговое устройство. Поэто-
му при считывании информации из буфера кадра и ее выводе на гра-
фическое устройство с растровой ЭЛТ должно происходить преобразо-
вание из цифрового представления в аналоговый сигнал. Такое пре-
образование выполняет цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП).
Графическое устройство с черно-белой растровой ЭЛТ:
ЙНННСНННСНННСННН» ЙНННСНННСНННСННН»
є і і і є Триггер є і і і є
ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶ ЪДДДї ЪДДДДДї ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶
є і 1 ЕДДДЕДДДЧДДДДДД>і 1 ГДДДДД>і ЦАП ГДДДДДДЧДДДЕ>* і і є
ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶ АДДДЩ АДДДДДЩ ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶
є і і і є є і і і є
ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶ ЗДДДЕДДДЕДДДЕДДД¶
є і і і є є і і і є
ИНННПНННПНННПНННј ИНННПНННПНННПНННј
Буфер кадра
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|