←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
регистр совпадает с регистром по умолчанию, то в машинную команду заносится лишь смещение. Если, скажем, в нашем примере встретится команда MOV CX,B, тогда по имени В ассемблер построит пару DS:1, но раз операнд-адрес команды MOV по умолчанию сегментируется по регистру DS, то записывать этот регистр в машинную команду излишне и ассемблер записывает в нее только смещение 1.
Таким образом, директива ASSUME избавляет программистов от необходимости выписывать полные адресные пары не только тогда, когда используются сегментные регистры по умолчанию (как в случае с именем B), но тогда, когда в машинной команде нужно было бы явно указать сегментный
регистр (как в случае с именем C). В MASM сегментный регистр в ссылке на имя требуется указывать лишь тогда, когда имя должно по каким-либо причинам сегментироваться по регистру, отличному от того, что поставлен в соответствие всему сегменту, в котором это имя описано.
Однако все это справедливо только при соблюдении следующих условий. Во-первых, директива ASSUME должна быть указана перед первой командой программы. В противном случае ассемблер, просматривающий текст программы сверху вниз, не будет знать, как сегментировать имена из команд, расположенных до этой директивы, и потому зафиксирует ошибку. Во-вторых, в директиве ASSUME следует каждому сегменту ставить в соответствие сегментный регистр: если ассемблеру встретится ссылка на имя из сегмента, которому не соответствует никакой сегментный регистр, то он зафиксирует ошибку. Правда, в обоих случаях можно избежать ошибки, но для этого в ссылках необходимо явно указывать сегментный регистр.
1.4.5 Начальная загрузка сегментных регистров
Директива ASSUME сообщает ассмеблеру о том, по каким регистрам он должен сегментировать имена из каких сегментов, и "обещает", что в этих регистрах будут находиться начальные адреса этих сегментов. Однако загрузку этих адресов в регистры сама директива не осуществляет. Сделать такую загрузку - обязанность самой программы, с загрузки сегментных регистров и должно начинаться выполнение программы. Делается это так.
Поскольку в ПК нет команды пересылки непосредственного операнда в сегментный регистр (а имя, т.е. начало, сегмента - это непосредственный операнд), то такую загрузку приходится делать через какой-то другой, несегментный, регистр (например, AX):
MOV AX,DT1 ;AX:=начало сегмента DT1
MOV DS,AX ;DS:=AX
Аналогично загружается и регистр ES.
Загружать регистр CS в начале программы не надо: он, как и счетчик команд IP, загружается операционной системой перед тем, как начинается выполнение программы (иначе нельзя было бы начать ее выполнение). Что же касается регистра SS, используемого для работы со стеком, то он может быть загружен так же, как и регистры DS и ES, однако в MASM предусмотрена возможность загрузки этого регистра еще до выполнения программы (см. 1.7).
1.4.6 Ссылки вперед
Встречая в символьной команде ссылку назад - имя, которое описано в тексте программы до этой команды, ассемблер уже имеет необходимую информацию об имени и потому может правильно оттранслировать эту команду. Но если в команде встретится ссылка вперед, т.е. имя, которое не было описано до команды и которое, наверное, будет описано позже, то ассемблер в большинстве случаев не сможет правильно оттранслировать эту команду. Например, не зная, в каком программном сегменте будет описано это имя, ассемблер не может определить, по какому сегментному регистру надо сегментировать имя, и потому не может определить, надо или нет размещать перед соответствующей машинной командой префикс замены сегмента и, если надо, то какой именно.
В подобной ситуации ассемблер действует следующим образом: если в команде встретилась ссылка вперед, то он делает некоторое предположение относительно этого имени и уже на основе этого предположения формирует машинную команду. Если затем (когда встретится описание имени) окажется, что данное предположение было неверным, тогда ассемблер пытается исправить сформированнную им ранее машинную команду. Однако это не всегда удается: если правильная машинная команда должна занимать больше места, чем машинная команда, построенная на основе предположения (например, перед командой надо на самом деле вставить префикс замены сегмента), тогда ассемблер фиксирует ошибку (как правило, это ошибка номер 6: Phase error between passes.)
Какие же предположения делает ассемблер, встречая ссылку вперед? Во всех командах, кроме команд перехода (о них см. 1.5), ассемблер предполагает, что имя будет описано в сегменте данных и потому сегментируется по регистру DS. Это следует учитывать при составлении программы: если в команде встречается ссылка вперед на имя, которое описано в сегменте, на начало которого указывает сегментный регистр, отличный от DS, то перед таким именем автор программы должен написать соотвествующмй префикс. Пример:
code segment
assume cs:code
x dw ?
beg: mov ax,x ;здесь вместо cs:x можно записать просто x mov cs:y,ax ;здесь обязательно надо записать cs:y
...
y dw ?
code ends
1.5. ПЕРЕХОДЫ
В систему команд ПК входит обычный для ЭВМ набор команд перехода: безусловные и условные переходы, переходы с возвратами и др. Однако в ПК эти команды имеют некоторые особенности, которые здесь и рассматриваются.
Абсолютный адрес команды, которая должна быть выполнена следующей, определяется парой CS:IP, поэтому выполнение перехода означает изменение этих регистров, обоих или только одного (IP). Если изменяется только счетчик команд IP, то такой переход называется внутрисегментным или близким (управление остается в том же сегменте команд), а если меняются оба регистра CS и IP, то это межсегментный или дальний переход (начинают выполняться команды из другого сегмента команд). По способу изменения счетчика команд переходы делятся на абсолютные и относительные. Если в команде перехода указан адрес (смещение) той команды, которой надо передать управление, то это абсолютный переход. Однако в команде может быть указана величина (сдвиг), которую надо добавить к текущему значению регистра IP, чтобы получился адрес перехода, и тогда это будет относительный переход; при этом сдвиг может быть положительным и отрицательным, так что возможен переход вперед и назад. По величине сдвига относительные переходы делятся на короткие (сдвиг задается байтом) и длинные (сдвиг - слово). Абсолютные же переходы делятся на прямые и косвенные: при прямом переходе адрес перехода задается в самой команде, а при косвенном - в команде указывается регистр или ячейка памяти, в котором (которой) находится адрес перехода.
1.5.1 Безусловные переходы.
В MASM все команды безусловного перехода обозначаются одинаково:
JMP op
но в зависимости от типа операнда, ассемблер формирует разные машинные команды.
1) Внутрисегментный относительный короткий переход.
JMP i8 (IP:=IP+i8)
Здесь i8 обозначает непосредственный операнд размеров в байт, который интерпретируется как знаковое целое от -128 до 127. Команда прибавляет это число к текущему значению регистра IP, получая в нем адрес (смещение) той команды, которая должна быть выполнена следующей. Регистр CS при этом не меняется.
Необходимо учитывать следующую особенность регистра IP. Выполнение любой команды начинается с того, что в IP заносится адрес следующей
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|