Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 

постепенно форми-

руясь в полном, законченном виде к завершению текста). Все эти свойс-

тва не являются обязательными для языка литературы, которому свойс-

твенна субъективность форм, возможность применения непереводимых конс-

трукций, бесконечно богатая синонимия, образность (геометричность)

высказываний и т.д.

Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к

понятиям класс и классификация. Классификация - распределение

предметов, объектов и понятий по группам (классам) по обнаружен-

ным свойствам. В любой складывающейся науке одним из первых прин-

ципов являлся принцип систематизации знаний. Поэтому классифика-

ция как метод научной систематики сразу же стала играть важную

роль в формировании ядра знаний того или иного научного

направления. Достаточно вспомнить классификационную систему К. Линнея

в ботанике, систематику живых организмов и т.п. Классификационные сис-

темы такого типа имеют выраженную иерархическую структуру, в силу ко-

торой все объекты (понятия, факты) разделены на уровни, связанные меж-

ду собой отношением "старший - младший": тип, класс, отряд, семейство,

род, вид.

Примером классификации такого типа где родо-видовые отноше-

ния пронизывают всю структуру соответствующих знаний может служить из-

вестная "табель о рангах", введенная Петром 1 в 1722 г. Табель о ран-

гах подразделяла чины на 14 рангов. Каждому чину соответствовала опре-

деленная должность. Первые 6 рангов статской и придворной служб и пер-

вый обер-офицерский чин в армии давали право на получение потомствен-

ного дворянства, что способствовало формированию дворянской бюрокра-

тии.

Мы видим на этом примере, что классификация может проявить себя

не только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор

социального порядка. Поэтому существующие системы тарифов и ставок,

ученых степеней и званий, структура должностей и служебных постов в

гражданской службе и армии играют не только организующую, но и стиму-

лирующую роль. Подобная модель знаний получила в науке и практике наз-

вание " иерархической". Ее достоинства в том, что она проста в освое-

нии, легко поддерживается в рабочем состоянии (легко пополняется и

"чистится"), эффективно решает задачу разнесения новых понятий по ие-

рархическим уровням.

Недостатки иерархической модели знаний: - прямые связи между по-

нятиями соседних уровней обозначены слабо, или вовсе от-

сутствуют; - иерархическая классификация наиболее эффек-

тивна в тех случаях, когда при переходе от уровня к уровню

работает один и тот же тип отношений, например, родо-видо-

вой.

Систематика, лежащая в основе классификации может применяться как

сильное средство направленного исследовательского поиска. Так, иногда

оказывается полезным при рассмотрении группы объектов несколько ка-

ких-либо характерных для них признаков выделить в качестве определяю-

щих и ввести некоторую меру степени проявления данных признаков. Такой

подход называется морфологическим, так как использует идею разложения

некоего объекта на его части (признаки). Часто подобная группировка

приводит к выявлению закономерностей связывающих объекты каждой груп-

пы, которые до этого не были известны.

Благодаря такому подходу Д.И.Менделеев открыл знаменитый периоди-

ческий закон. Подчеркивая доминирующую роль выделенного им признака он

писал: "...по смыслу всех точных сведений о явлениях природы масса ве-

щества есть именно такое свойство его, от которого должны находиться в

зависимости все остальные свойства ... Поэтому ближе или естественнее

всего искать зависимости между свойствами и сходствами элементов, с

одной стороны, и атомными их весами, с другой " .

Морфологический метод осуществляет как бы анатомическое исследо-

вание объектов, понятий, значений путем расчленения целого на харак-

терные, существенные части. Его цель - выяснение роли частного в це-

лостной картине, систематизация знаний о данной реальности, составле-

ние гипотез о возможных вариантах новых (еще не данных) знаний. Упомя-

нутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и морфо-

логическим моделям. Их удается устранить используя так называемые вет-

вящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдель-

ные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражаю-

щими суть имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это

могут быть родо-видовые отношения, но так же и другие типы отношений:

"быть представителем", "иметь", "наследовать" и т.п. Однозначность

связей в древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отноше-

ний позволяет повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, сис-

тема знаний, представленных иерархической или морфологической моделями

статична, или, как говорят, декларативна.

В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходя-

щие ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему),

индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов.

Например: " растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цве-

ток, часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".

Благодаря такой организации представленные знания получают как

дополнение к декларативности процедуральность, т.е. способность к вы-

воду общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная струк-

тура знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе ин-

формационного обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в

предыдущей модели знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже

время внутреннее "мироустройство" некоторой системы знаний может не

соответствовать этой парадигме.

Рассмотрим в качестве примера понятие "трудовой коллектив". Сово-

купность знаний, описывающих конкретный трудовой коллектив, чрезвычай-

но разнообразна, или, как говорят, многоаспектна. Между аспектами час-

то не удается установить отношений иерархии (род-вид), хотя связь меж-

ду ними имеет место. Вот один из возможных аспектов: все представители

трудового коллектива могут быть включены по алфавиту в список с указа-

нием против фамилии и имени каждого работника табельного номера, года

рождения, образования, специальности, разряда, стажа работы и т.п. На-

зовем этот список - "Список 1".

Другой аспект: все члены коллектива работают на условиях сдельной

оплаты и величина их заработка определяется на основе т.н. тарифной

сетки. Поэтому, составив список специальностей и разрядов с указанием

стоимости одного часа рабочего времени, мы формируем некоторое предс-

тавление знаний о системе оплаты труда членов данного коллектива. На-

зовем этот список - "Список 2".

Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы долж-

ны учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого перио-

да работы (например за месяц). Значит третий список, составляемый,

скажем, мастером участка это список, состоящий из табельных номеров и

фактически проработанного работником времени. Это - "Список 3".

Понятно, что все три списка содержат

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»