←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
постепенно форми-
руясь в полном, законченном виде к завершению текста). Все эти свойс-
тва не являются обязательными для языка литературы, которому свойс-
твенна субъективность форм, возможность применения непереводимых конс-
трукций, бесконечно богатая синонимия, образность (геометричность)
высказываний и т.д.
Дальнейшее продвижение в сторону формализации знаний приводит к
понятиям класс и классификация. Классификация - распределение
предметов, объектов и понятий по группам (классам) по обнаружен-
ным свойствам. В любой складывающейся науке одним из первых прин-
ципов являлся принцип систематизации знаний. Поэтому классифика-
ция как метод научной систематики сразу же стала играть важную
роль в формировании ядра знаний того или иного научного
направления. Достаточно вспомнить классификационную систему К. Линнея
в ботанике, систематику живых организмов и т.п. Классификационные сис-
темы такого типа имеют выраженную иерархическую структуру, в силу ко-
торой все объекты (понятия, факты) разделены на уровни, связанные меж-
ду собой отношением "старший - младший": тип, класс, отряд, семейство,
род, вид.
Примером классификации такого типа где родо-видовые отноше-
ния пронизывают всю структуру соответствующих знаний может служить из-
вестная "табель о рангах", введенная Петром 1 в 1722 г. Табель о ран-
гах подразделяла чины на 14 рангов. Каждому чину соответствовала опре-
деленная должность. Первые 6 рангов статской и придворной служб и пер-
вый обер-офицерский чин в армии давали право на получение потомствен-
ного дворянства, что способствовало формированию дворянской бюрокра-
тии.
Мы видим на этом примере, что классификация может проявить себя
не только как инструмент организации научных знаний, но и как фактор
социального порядка. Поэтому существующие системы тарифов и ставок,
ученых степеней и званий, структура должностей и служебных постов в
гражданской службе и армии играют не только организующую, но и стиму-
лирующую роль. Подобная модель знаний получила в науке и практике наз-
вание " иерархической". Ее достоинства в том, что она проста в освое-
нии, легко поддерживается в рабочем состоянии (легко пополняется и
"чистится"), эффективно решает задачу разнесения новых понятий по ие-
рархическим уровням.
Недостатки иерархической модели знаний: - прямые связи между по-
нятиями соседних уровней обозначены слабо, или вовсе от-
сутствуют; - иерархическая классификация наиболее эффек-
тивна в тех случаях, когда при переходе от уровня к уровню
работает один и тот же тип отношений, например, родо-видо-
вой.
Систематика, лежащая в основе классификации может применяться как
сильное средство направленного исследовательского поиска. Так, иногда
оказывается полезным при рассмотрении группы объектов несколько ка-
ких-либо характерных для них признаков выделить в качестве определяю-
щих и ввести некоторую меру степени проявления данных признаков. Такой
подход называется морфологическим, так как использует идею разложения
некоего объекта на его части (признаки). Часто подобная группировка
приводит к выявлению закономерностей связывающих объекты каждой груп-
пы, которые до этого не были известны.
Благодаря такому подходу Д.И.Менделеев открыл знаменитый периоди-
ческий закон. Подчеркивая доминирующую роль выделенного им признака он
писал: "...по смыслу всех точных сведений о явлениях природы масса ве-
щества есть именно такое свойство его, от которого должны находиться в
зависимости все остальные свойства ... Поэтому ближе или естественнее
всего искать зависимости между свойствами и сходствами элементов, с
одной стороны, и атомными их весами, с другой " .
Морфологический метод осуществляет как бы анатомическое исследо-
вание объектов, понятий, значений путем расчленения целого на харак-
терные, существенные части. Его цель - выяснение роли частного в це-
лостной картине, систематизация знаний о данной реальности, составле-
ние гипотез о возможных вариантах новых (еще не данных) знаний. Упомя-
нутые выше недостатки иерархической модели данных свойственны и морфо-
логическим моделям. Их удается устранить используя так называемые вет-
вящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдель-
ные понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражаю-
щими суть имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это
могут быть родо-видовые отношения, но так же и другие типы отношений:
"быть представителем", "иметь", "наследовать" и т.п. Однозначность
связей в древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отноше-
ний позволяет повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, сис-
тема знаний, представленных иерархической или морфологической моделями
статична, или, как говорят, декларативна.
В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходя-
щие ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему),
индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов.
Например: " растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цве-
ток, часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".
Благодаря такой организации представленные знания получают как
дополнение к декларативности процедуральность, т.е. способность к вы-
воду общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная струк-
тура знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе ин-
формационного обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в
предыдущей модели знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже
время внутреннее "мироустройство" некоторой системы знаний может не
соответствовать этой парадигме.
Рассмотрим в качестве примера понятие "трудовой коллектив". Сово-
купность знаний, описывающих конкретный трудовой коллектив, чрезвычай-
но разнообразна, или, как говорят, многоаспектна. Между аспектами час-
то не удается установить отношений иерархии (род-вид), хотя связь меж-
ду ними имеет место. Вот один из возможных аспектов: все представители
трудового коллектива могут быть включены по алфавиту в список с указа-
нием против фамилии и имени каждого работника табельного номера, года
рождения, образования, специальности, разряда, стажа работы и т.п. На-
зовем этот список - "Список 1".
Другой аспект: все члены коллектива работают на условиях сдельной
оплаты и величина их заработка определяется на основе т.н. тарифной
сетки. Поэтому, составив список специальностей и разрядов с указанием
стоимости одного часа рабочего времени, мы формируем некоторое предс-
тавление знаний о системе оплаты труда членов данного коллектива. На-
зовем этот список - "Список 2".
Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы долж-
ны учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого перио-
да работы (например за месяц). Значит третий список, составляемый,
скажем, мастером участка это список, состоящий из табельных номеров и
фактически проработанного работником времени. Это - "Список 3".
Понятно, что все три списка содержат
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
|
|