←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ...
целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь
и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения
цели. Сообщение, переданное получателю иформативно, если оно изменяет
его "целеустремленное состояние".
Так как "целеустремленное состояние" характеризуется последова-
тельностью возможных действий (альтернатив), эффективностью действия и
значимостью результата, то передаваемое получателю сообщение может
оказывать воздействие на все три компонента в различной степени. В со-
ответствии с этим передаваемая информация различается по типам на "ин-
формирующую", "инструктирующую" и "мотивирующую". Таким образом, для
получателя прагматическая ценность сообщения состоит в том, что оно
позволяет ему наметить стратегию поведения при достижении цели постро-
ением ответов на вопросы: что, как и почему делать на каждом очередном
шаге? Для каждого типа информации бихевиористская модель предлагает
свою меру, а общая прагматическая ценность информации определяется как
функция разности этих количеств в "целеустремленном состоянии" до и
после его изменения на новое "целеустремленное состояние".
Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации яви-
лись работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-праг-
матическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской мо-
дели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель
Харраха предполагает учет общественного характера человеческой комму-
никации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала
подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения "годные к
употреблению". Именно с совокупности годных к употреблению сообщений
должны быть применены критерии прагматической ценности.
Теория информации "в смысле Шеннона" возникла как средство решения
конкретных прикладных задач в области передачи сигналов по каналам
связи. Поэтому, по-существу, она являлась и является прикладной инфор-
мационной наукой. Семейство таких наук, специально изучающих информа-
ционные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме,
во второй половине нашего века растет довольно быстро. Это - киберне-
тика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая ло-
гика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая
теория информации -"информология", в основу которой и положены синтак-
сические, семантические и прагматические концепции информации.
Формализация знаний: методы и приемы. Их эффективность, сравнительный
анализ[1]. При поиске наиболее удобных, рациональных средств
и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивает-
ся с проблемой компактного и однозначного представления зна-
ний.
Представление знаний это процесс, конечная цель которого помес-
тить некоторый объем знаний в своеобразную " упаковку" в которой он
может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до по-
лучателя, или задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой
может быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географичес-
кая карта, кроссворд, картина и т.п.
Каждый вид упаковки имеет свои особенности, но всем им присуще
одно качество, хотя и не в одинаковой степени: упаковка призвана обес-
печить сохранность вложенного знания. Причем не только и не столько
физическую, сколько смысловую (семантическую). Для этого необходимо,
чтобы отправитель и получатель информации упакованных знаний пользова-
лись некоторой общей системой правил для их представления и восприя-
тия. Назовем такую систему правил формализмом представления знаний.
Самым естественным, подходящим для человека формализмом является язык
( устная речь и письменность). Без знаний, без постоянной работы по
их упаковке в языковые конструкции язык мертв. Он живет и развива-
ется благодаря творческой энергии человека, благодаря тому, что че-
ловеческая мысль постоянно и настойчиво ищет выхода в выраженную в
языке форму. Всякую ли мысль или знание можно выразить в языковой фор-
ме? По-видимому, нет. Например, существуют десятки различных оп-
ределений понятий здоровье, интеллект, мышление, информация и
т.п. Отмечая эту ограниченность выразительных средств
языка, Ф. Энгельс писал:" Дефиниции не имеют значения для науки, пото-
му что они всегда оказываются недостаточными". Мысль, которую
нельзя выразить в языковой конструкции, не может быть включена в
информационный обмен. Общение людей, таким образом, осуществляет-
ся с помощью языка как формы представления знаний. Одному и тому
же содержательному
знанию можно придать различную словесную или текстовую форму. Это
очень сильно проявляется, например, в художественной прозе, поэзии и
т.д. Богатство языка это и богатство культуры того или иного народа.
Вместе с тем, в некоторых областях деятельности людей это богатство и
разнообразие выразительных средств естественного языка становится ско-
рее недостатком, чем достоинством. Например, слова команды должны быть
короткими, резкими, иметь однозначный смысл, иначе не получится согла-
сованных и четких совместных действий подчиненных. В специальных от-
раслях науки формируются специфические языковые системы, являющиеся
как бы " сужением " естественного языка. Особо выделяется язык матема-
тики, как некоторая основа изложения системы знаний в точных, естест-
венных науках. Свой язык имеют химия, физика, философия и т.д.
Целесообразность применения таких суженных языковых систем (диа-
лектов), позволяет повысить надежность процессов информационного обме-
на, т.к. возможность неправильного истолкования передаваемой информа-
ции снижается. При этом , конечно, сужается и круг получателей, пос-
кольку для восприятия информации необходимо владеть соответствующим
диалектом. Главные достоинства суженного языка - возможность создавать
и использовать типовые, "стандартные " упаковки знаний, а также в зна-
чительной мере снять полисемию ( смысловую многозначность), присутс-
твующую в естественном языке.
Полисемия - враг информационного обмена, фактор внесения искаже-
ния и ошибок ( семантического шума) на пути передачи информации. Поэ-
тому устранение многозначности является одним из наиболее важных нап-
равлений в разработке формальных приемов представления знаний. Созда-
ние языка науки или языка деловой прозы, называемого часто " концеля-
ритом " , является естественным шагом на этом пути, огромной работой
общества на протяжении ряда столетий. Сопоставление этой подсистемы
естественного языка с литературным языком показывает насколько они
различны по характеристикам, определяющим их выразительную способ-
ность.
Так "канцелярит" предназначен для объективизации изложения инфор-
мации, использует, как правило, переводимые категории и языковые фор-
мы, лишен синонимии, оперирует конкретными фактами и понятиями, инфор-
мативен (в противоположность информационной избыточности), ему присуща
логичность, он по характеру алгебраичен (мысль, информация, знание
развернуты в последовательность слов и предложений, постепенно
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ...
|
|