←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х
годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли бы-
ла сделана попытка ввести количественную меру информации, переда-
ваемой по каналам связи. Рассмотрим простую игровую ситуацию. До
получения сообщения о результате подбрасывания монеты человек на-
ходится в состоянии неопределенности относительно исхода очеред-
ного броска. Сообщение партнера дает информацию, снимающее эту
неопределенность. Заметим, что число возможных исходов в описанной си-
туации равно 2, они равноправны (равновероятны) и каждый раз передава-
емая информация полностью снимала возникавшую неопределенность. Хартли
принял "количество информации", передаваемое по каналу связи относи-
тельно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем
оказания на один из них, за единицу информации, получившую название
"бит".
Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил
результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на
бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телег-
рафа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и ре-
шать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью
повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути
борьбы с помехами на линиях и т.д.
В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в
своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов,
знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Коли-
чественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной
(семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон пере-
даваемого сообщения.
Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с
кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, об-
ществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибер-
нетика формулирует принцип единства информации и управления, который
особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляю-
щихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах. Разви-
тая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления
в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования)
некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников
первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки
системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполне-
ния того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные
рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для
выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алго-
ритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации
в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание
информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством. Инфор-
мация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из внешне-
го мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к не-
му наших чувств" .
Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости
оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру
по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отно-
шению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и за-
дачам (прагматический аспект).
Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семан-
тический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относи-
тельно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых
логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени,
Е.К. Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение
или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средс-
твами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно
описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтер-
натив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказыва-
нии, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключа-
ет высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет. Так,
например, одна из возможных совокупностей ситуаций может быть описана
следующим образом: "все тела при нагревании расширяются". Высказывание
"металлы при нагревании расширяются" исключает все альтернативы в ко-
торых речь может идти о неметаллах. Семантическая сила высказывания
может быть оценена отношением все тела(все металлы). Еще более инфор-
мативным будет высказывание "железо при нагревании расширяется", так
как оно исключает все альтернативы, кроме одной.
При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи об-
щие черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом
проблем: определения совокупности возможных альтернатив средствами
выбранного языка, количественной оценки альтернатив, их относительного
сопоставления (взвешивания), введения меры семантической информации.
В рассмотренных теоретических конструкциях - статистической и се-
мантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь
из передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процес-
сах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в кото-
рых мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зави-
сит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию.
Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели се-
мантической теории информации, предложенной Ю.А. Шрейдером и учи-
тывающей в явной форме роль приемника. Согласно этой модели, те-
заурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его спо-
собность воспринимать те или иные сообщения. Представим себе, что
до получения телеграммы "Встречай завтра рейс СУ172" мы из вче-
рашнего разговора по междугороднему телефону уже знали о предсто-
ящем приезде своего родственника или друга, а наведя справки, уз-
нали и номер авиарейса, с
которым он может прибыть в город. Наш тезаурус уже содержал информа-
цию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не изменился с ее по-
лучением и семантическая ценность этой информации оказалась нулевой.
Очевидно, что к подобной оценке семантического содержания информации
примешивается семантический аспект, скрытый в изначальной "установке"
тезауруса на осмысление принимаемого сообщения.
В прагматических концепциях информации этот аспект является цент-
ральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность,
эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые
определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуп-
равляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических,
социальных, человеко-машинных).
Одним из ярких представителей прагматических теорий информации
является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель
Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность
получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель нахо-
дится в "целеустремленном
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ...
|
|