Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х

годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли бы-

ла сделана попытка ввести количественную меру информации, переда-

ваемой по каналам связи. Рассмотрим простую игровую ситуацию. До

получения сообщения о результате подбрасывания монеты человек на-

ходится в состоянии неопределенности относительно исхода очеред-

ного броска. Сообщение партнера дает информацию, снимающее эту

неопределенность. Заметим, что число возможных исходов в описанной си-

туации равно 2, они равноправны (равновероятны) и каждый раз передава-

емая информация полностью снимала возникавшую неопределенность. Хартли

принял "количество информации", передаваемое по каналу связи относи-

тельно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем

оказания на один из них, за единицу информации, получившую название

"бит".

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил

результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на

бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телег-

рафа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и ре-

шать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью

повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути

борьбы с помехами на линиях и т.д.

В работах Хартли и Шеннона информация возникает перед нами лишь в

своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов,

знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями. Коли-

чественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной

(семантической) или ценностной, полезной (прагматической) сторон пере-

даваемого сообщения.

Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с

кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, об-

ществе и машинах. Оставаясь на позициях шенноновского подхода, кибер-

нетика формулирует принцип единства информации и управления, который

особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляю-

щихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах. Разви-

тая в работах Н. Винера концепция предполагает, что процесс управления

в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования)

некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников

первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки

системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполне-

ния того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные

рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для

выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алго-

ритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации

в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание

информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством. Инфор-

мация, по Винеру - это "обозначение содержания, полученного из внешне-

го мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к не-

му наших чувств" .

Таким образом, кибернетическая концепция подводит к необходимости

оценить информацию как некоторое знание, имеющее одну ценностную меру

по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отно-

шению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и за-

дачам (прагматический аспект).

Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семан-

тический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относи-

тельно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых

логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени,

Е.К. Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение

или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средс-

твами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно

описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтер-

натив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказыва-

нии, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключа-

ет высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет. Так,

например, одна из возможных совокупностей ситуаций может быть описана

следующим образом: "все тела при нагревании расширяются". Высказывание

"металлы при нагревании расширяются" исключает все альтернативы в ко-

торых речь может идти о неметаллах. Семантическая сила высказывания

может быть оценена отношением все тела(все металлы). Еще более инфор-

мативным будет высказывание "железо при нагревании расширяется", так

как оно исключает все альтернативы, кроме одной.

При всем многообразии логико-семантических теорий им присущи об-

щие черты, они указывают путь решения трех связанных друг с другом

проблем: определения совокупности возможных альтернатив средствами

выбранного языка, количественной оценки альтернатив, их относительного

сопоставления (взвешивания), введения меры семантической информации.

В рассмотренных теоретических конструкциях - статистической и се-

мантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь

из передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процес-

сах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в кото-

рых мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зави-

сит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию.

Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической модели се-

мантической теории информации, предложенной Ю.А. Шрейдером и учи-

тывающей в явной форме роль приемника. Согласно этой модели, те-

заурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его спо-

собность воспринимать те или иные сообщения. Представим себе, что

до получения телеграммы "Встречай завтра рейс СУ172" мы из вче-

рашнего разговора по междугороднему телефону уже знали о предсто-

ящем приезде своего родственника или друга, а наведя справки, уз-

нали и номер авиарейса, с

которым он может прибыть в город. Наш тезаурус уже содержал информа-

цию, заключенную в телеграмме. Следовательно он не изменился с ее по-

лучением и семантическая ценность этой информации оказалась нулевой.

Очевидно, что к подобной оценке семантического содержания информации

примешивается семантический аспект, скрытый в изначальной "установке"

тезауруса на осмысление принимаемого сообщения.

В прагматических концепциях информации этот аспект является цент-

ральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность,

эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые

определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуп-

равляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических,

социальных, человеко-машинных).

Одним из ярких представителей прагматических теорий информации

является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель

Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность

получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель нахо-

дится в "целеустремленном

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»