←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
связь с экологобезопасным, устойчивым раз-
витием общества. Основа информационной экономики - знания или интел-
лектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущест-
ва по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих
этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются за-
конам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете эко-
логические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа - порождаются
конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базиру-
ющаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и в потен-
циале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его
параметрам ("знания - порождают знания").
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления: - создание и развитие федеральных и региональных систем и
сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия
в едином информационном пространстве России; - формирование и защиту
информационных ресурсов государства как национального достояния; -
обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации
и ряд других направлений. В Концепции формирования и развития единого
информационного пространства России определяются приоритеты пользова-
телей государственными информационными ресурсами в следующем порядке:
граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно до-
рабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся состав-
ной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая со-
бой официально принятую систему взглядов на проблему информационной
безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов лич-
ности, общества и государства в информационной сфере.
Социальная информатика - определение, предметное поле исследования,
методологическая роль. Под информатикой понимается система знаний о
производстве, переработке, хранении и распространении всех видов ин-
формации в обществе, природе и технических устройствах ( в естествен-
ных и искусственных системах). Предметом изучения социальной информа-
тики как науки являются процессы информатизации общества, а также их
воздействие на социальные процессы, в том числе - на развитие и поло-
жение человека в обществе, на изменение социальных структур общества
под влиянием информатизации [7]. Социальная информатика - это наука,
изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных
процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке
таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия.
Впервые понятие "социальная информатика" было предложено А.В.Соколовым
и А.И.Манкевичем в 1971 году. Один из основоположников социальной ин-
форматики академик А.Д.Урсул рассматривает социальную информатику как
научную базу формирования зарождающегося информационного общества.
Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую
структуру: 1 уровень - теоретико-методологический ( основные катего-
рии, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в
обществе); 2 уровень - средний ( социальный "срез" экономических, пра-
вовых, психологических и других аспектов информатизации); 3 уровень -
эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации ин-
формационных технологий в соответствующих предметных областях). На
блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного
знания ( социальная информатика в широком смысле слова):
Теоретико-методологический уровень ( Социальная информатика в узком
смысле слова)
Социальный срез: экономических правовых психо-
логических
аспектов аспектов аспектов информатизации информатизации ...
информатизации
Информационные Информационные Информационные технологии в технологии в
технологии в экономике праве ... психологии
(соц.аспекты) (соц.аспекты) (соц.аспекты)
Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых
отраслевых информатик: экономической , правовой , психологической ,
социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику,
помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень соци-
альной информатики как научного знания, так , например, правовая ин-
форматика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов
информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых
информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет ак-
тивное становление социальной информатики и как целого комплекса учеб-
ных дисциплин[8]. Задачами учебного курса "Основы социальной информа-
тики" являются : - создание основы умения правильно ориентироваться в
новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; -
формирование представления о насущной необходимости овладения компь-
ютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в сов-
ременную информационную среду и активное содействие ее развитию; - ме-
тодологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в
разработке информационных технологий в соответствующей предметной об-
ласти: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналис-
тике, правовой сфере.
Литература:
1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20. 2. Громов Г.Р.
Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20. 3. Porat M. Glo-
bal implications of information Society. J.Community, 1978, Winter,
p.76. 4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и
принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, ь2, с.71. 5. Вовканыч
С.И., Парфенцева Н.А. "Социальный интеллект": метафора или научное по-
нятие? // Социс, 1993, ь 8, с.153. 6. Ракитов А.И. Философия компь-
ютерной революции. М.1991, с.32-33. 7. Колин К.К. Социальная информа-
тика - научная база постиндустриального общества // Социальная инфор-
матика - 94, М., 1994, с.5. 8. Соколова И.В. Проблемы становления ин-
форматики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М.,
1995, с.19-22.