←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информацион-
ным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области ин-
форматизации, необходимо понимать, что определенная доля "информацион-
ности" этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко
экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так
называемого "экологического колониализма".
Закон экспоненциального роста объема знаний. По подсчетам науковедов,
с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе
удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50
лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем
эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к
концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более,
чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв",
указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информа-
ции и включающих: - быстрое сокращение времени удвоения объема накоп-
ленных научных знаний; - превышение материальными затратами на хране-
ние, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энерге-
тику; - возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса
(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиа-
пазона сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].
Занятость в ведущей отрасли
50% 1 2 3 4
...
время
1- материальном производстве (индустриальное общество), 2- сфере услуг
(постиндустриальное общество), 3- сфере информационных услуг (информа-
ционное общество), 4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное
общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:
Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффле-
ром, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное
общество как "цивилизацию услуг". Отечественная наука обратилась к
данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией,
в частности с тем, что в терминах "постиндустриальное", "информацион-
ное" видели альтернативу формационным терминам - "социалистическое",
"коммунистическое" общество. Понятие информационного общества нельзя
считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь
наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечествен-
ных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления,
необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Со-
колова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом
направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен сам термин "информатизация"? От ответа на
этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального
состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. На-
иболее полным представляется взгляд на информатизацию как "систем-
но-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управле-
ния и развития с помощью средств информатики с целью создания информа-
ционного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса
цивилизации"[4]. По мнению ряда авторов, процесс информатизации вклю-
чает в себя три взаимосвязанных процесса: - медиатизацию - процесс со-
вершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обра-
ботки информации, а также - интеллектуализацию - процесс развития спо-
собности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллек-
туального потенциала общества, включая использование средств искусс-
твенного интеллекта. Специалистами отмечается[5], что , к сожалению,
социальная информатизация часто понимается как развитие информацион-
но-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной
и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе на-
до трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикаль-
ное усиление с помощью современных информационно-технологических
средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация
должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, су-
щественно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной
среды. При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех
его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна
без нее. Идущий во всем мире процесс становления и развития информаци-
онного общества носит объективный характер и не может не затрагивать
"извне" и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества
приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на со-
вершенствование информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по
мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если: - лю-
бой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения
личных и социально значимых задач; - в обществе производится, функцио-
нирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная
информационная технология; - имеются развитые инфраструктуры, обеспе-
чивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необ-
ходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологичес-
кого и социально-исторического прогресса; - происходит процесс уско-
ренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и
управления; - происходят радикальные изменения социальных структур,
следствием которых оказывается расширение сферы информационной дея-
тельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества: - технократический, когда информационные тех-
нологии считаются средством повышения производительности труда и их
использование ограничивается, в основном, сферами производства и уп-
равления; - гуманитарный, когда информационная технология рассматрива-
ется как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только
для производства, но и для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода, отож-
дествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объ-
ективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой тех-
ники вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно,
имеет "агрессивный" характер. Субъективно же существует весьма значи-
тельное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внед-
рение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые
финансовые и политические дивиденты.
Информатизация имеет четкую связь
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ...
|
|