Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 

штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информацион-

ным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области ин-

форматизации, необходимо понимать, что определенная доля "информацион-

ности" этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко

экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так

называемого "экологического колониализма".

Закон экспоненциального роста объема знаний. По подсчетам науковедов,

с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе

удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50

лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз[1]. Причем

эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к

концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более,

чем в 30 раз. Это явление, получившее название "информационный взрыв",

указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информа-

ции и включающих: - быстрое сокращение времени удвоения объема накоп-

ленных научных знаний; - превышение материальными затратами на хране-

ние, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энерге-

тику; - возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса

(уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиа-

пазона сблизились) [2].

Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта)[3].

Занятость в ведущей отрасли

50% 1 2 3 4

...

время

1- материальном производстве (индустриальное общество), 2- сфере услуг

(постиндустриальное общество), 3- сфере информационных услуг (информа-

ционное общество), 4- сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное

общество).

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория

развития достаточно глубоко разработана западными исследователями:

Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффле-

ром, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное

общество как "цивилизацию услуг". Отечественная наука обратилась к

данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией,

в частности с тем, что в терминах "постиндустриальное", "информацион-

ное" видели альтернативу формационным терминам - "социалистическое",

"коммунистическое" общество. Понятие информационного общества нельзя

считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь

наиболее оптимальным способом развития любой из них. Среди отечествен-

ных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления,

необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Со-

колова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом

направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин "информатизация"? От ответа на

этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального

состояния и перспектив развития процессов информатизации общества. На-

иболее полным представляется взгляд на информатизацию как "систем-

но-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управле-

ния и развития с помощью средств информатики с целью создания информа-

ционного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса

цивилизации"[4]. По мнению ряда авторов, процесс информатизации вклю-

чает в себя три взаимосвязанных процесса: - медиатизацию - процесс со-

вершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обра-

ботки информации, а также - интеллектуализацию - процесс развития спо-

собности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллек-

туального потенциала общества, включая использование средств искусс-

твенного интеллекта. Специалистами отмечается[5], что , к сожалению,

социальная информатизация часто понимается как развитие информацион-

но-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной

и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе на-

до трактовать как развитие , качественное совершенствование, радикаль-

ное усиление с помощью современных информационно-технологических

средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация

должна быть "слита" с процессами социальной интеллектуализации, су-

щественно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной

среды. При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны

учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в

концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех

его структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна

без нее. Идущий во всем мире процесс становления и развития информаци-

онного общества носит объективный характер и не может не затрагивать

"извне" и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества

приводят к отсутствию серьезного социального заказа "изнутри" на со-

вершенствование информационной среды.

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по

мнению А.И. Ракитова[6] общество считается информационным, если: - лю-

бой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке

страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или

бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую

информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения

личных и социально значимых задач; - в обществе производится, функцио-

нирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная

информационная технология; - имеются развитые инфраструктуры, обеспе-

чивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необ-

ходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологичес-

кого и социально-исторического прогресса; - происходит процесс уско-

ренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и

управления; - происходят радикальные изменения социальных структур,

следствием которых оказывается расширение сферы информационной дея-

тельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к

информатизации общества: - технократический, когда информационные тех-

нологии считаются средством повышения производительности труда и их

использование ограничивается, в основном, сферами производства и уп-

равления; - гуманитарный, когда информационная технология рассматрива-

ется как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только

для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отож-

дествления понятий "информатизация" и "компьютеризация" носят как объ-

ективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой тех-

ники вообще и , в частности, вычислительной техники идет стремительно,

имеет "агрессивный" характер. Субъективно же существует весьма значи-

тельное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внед-

рение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые

финансовые и политические дивиденты.

Информатизация имеет четкую связь

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»