←предыдущая следующая→
... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
другими членами общества. В экономике,
где важно не потреблять , а потреблять больше других, индивидуальный
выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом. Напри-
мер, важным становится не качество автомобиля, а его относительная
престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком обществе
превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из средства
стимулирования производителя превращается в самоцель.
Понятно, что движение к равенству в японском обществе не
есть всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения.
Американец соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возни-
кает новое качество мотивации. Труд как потребность в условиях инфор-
мационного общества есть один из опорных элементов концепции постин-
дустриального общества И.Масуды, некоторые элементы которой уже реали-
зуются на практике в Японии. Данная теория противопоставляет цикл раз-
вития общества индустриального типа: "материальные потребности - про-
изводство материальных благ - потребление - удовлетворение - развитие
материальной производительной силы - материальные потребности" циклу
развития общества постиндустриального типа: "потребности в достижении
- производство информации - действие по достижению цели - удовлетворе-
ние - развитие информационной производительной силы - потребности в
достижении".
Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати,
говорит и то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские
корпорации все в большей мере использовать именно японский опыт.
Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходи-
мо: - систематически в масштабах государства необходимо производить
поиск и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности,
творческой работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий.
Эта направление должно иметь для общества,
государства приоритетный, стратегический характер; - формировать об-
щественное мнение о необходимости трудовой деятельности и творчества,
воспитывать с детства установку на это. - создавать гибкую, совершен-
ную систему материального и морального стимулирования деятельности как
таковой.
Литература:
1. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и
Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля. 2. Уилсон И. Новая американская
тенденция: индивидуализм, плюрализм, децентрализация // Америка, 1982,
май, с.4. 3. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному
обществу // Вестник ВОИВТ, 1990, ь 3, с. 4. Стьютвилл Дж. Новая волна
предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ, 1988, ь 6, с.71-75; ь 7,
с.70-77. 5. Гай Д. "Лишних" денег у среднего американца нет // Вечер-
няя Москва, 1994, 23 сентября. 6. Вильховченко Э.Д. Технократические
тупики развития наемного труда // Социс, 1993, ь 5, с.122-133. 7. Оре-
хов А.М. Информатизация общества - информационное общество // Социаль-
ная информатика - 93, М., 1993, с.32-35. 8. Перегудов С., Холодковский
К. Политическая партия, мировой опыт и тенденции развития // Свободная
мысль, 19 91 , ь 5. 9. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: со-
циальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, ь 2,с.29-30. 10. Маляров И.
Японский прорыв . Значение для
советского общества // Свободная мысль, 1991. N 15, с.102 -
110.