Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 

другими членами общества. В экономике,

где важно не потреблять , а потреблять больше других, индивидуальный

выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в целом. Напри-

мер, важным становится не качество автомобиля, а его относительная

престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком обществе

превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из средства

стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не

есть всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения.

Американец соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возни-

кает новое качество мотивации. Труд как потребность в условиях инфор-

мационного общества есть один из опорных элементов концепции постин-

дустриального общества И.Масуды, некоторые элементы которой уже реали-

зуются на практике в Японии. Данная теория противопоставляет цикл раз-

вития общества индустриального типа: "материальные потребности - про-

изводство материальных благ - потребление - удовлетворение - развитие

материальной производительной силы - материальные потребности" циклу

развития общества постиндустриального типа: "потребности в достижении

- производство информации - действие по достижению цели - удовлетворе-

ние - развитие информационной производительной силы - потребности в

достижении".

Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати,

говорит и то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские

корпорации все в большей мере использовать именно японский опыт.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходи-

мо: - систематически в масштабах государства необходимо производить

поиск и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности,

творческой работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий.

Эта направление должно иметь для общества,

государства приоритетный, стратегический характер; - формировать об-

щественное мнение о необходимости трудовой деятельности и творчества,

воспитывать с детства установку на это. - создавать гибкую, совершен-

ную систему материального и морального стимулирования деятельности как

таковой.

Литература:

1. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и

Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля. 2. Уилсон И. Новая американская

тенденция: индивидуализм, плюрализм, децентрализация // Америка, 1982,

май, с.4. 3. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному

обществу // Вестник ВОИВТ, 1990, ь 3, с. 4. Стьютвилл Дж. Новая волна

предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ, 1988, ь 6, с.71-75; ь 7,

с.70-77. 5. Гай Д. "Лишних" денег у среднего американца нет // Вечер-

няя Москва, 1994, 23 сентября. 6. Вильховченко Э.Д. Технократические

тупики развития наемного труда // Социс, 1993, ь 5, с.122-133. 7. Оре-

хов А.М. Информатизация общества - информационное общество // Социаль-

ная информатика - 93, М., 1993, с.32-35. 8. Перегудов С., Холодковский

К. Политическая партия, мировой опыт и тенденции развития // Свободная

мысль, 19 91 , ь 5. 9. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: со-

циальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, ь 2,с.29-30. 10. Маляров И.

Японский прорыв . Значение для

советского общества // Свободная мысль, 1991. N 15, с.102 -

110.

Тема 9.3 Социальная структура

современного российского

общества: информационный аспект

Структура занятости российского населения. По имеющимся данным в нача-

ле 90-х годов уже 75% трудоспособного населения США уже работало в

сфере информации и услуг, а к концу столетия эта цифра может перева-

лить за 90%. Примерно от 7 до 8% будет составлять рабочий класс, в

сельском же хозяйстве уже сегодня занято всего 2,8% работающих. В этом

же направлении изменяется социальная структура Японии, Германии, Вели-

кобритании и других стран, двигающихся к построению информационной ци-

вилизации. Структура занятости российского населения носит явно выра-

женный индустриальный характер.

Готовность к информатизации различных социальных групп России. Социо-

логический опрос, проведенный в Свердловской области в сентябре 1994

года среди двух категорий населения - 200 взрослых и 200 школьников в

возрасте 12-13 лет показал, что: - 86,6% взрослых свердловчан считают

семейный компьютер необходимым вообще и 62,1% - непосредственно в их

семье при средней цене в 317 $. Среди детей эти показатели соответс-

твенно выглядят следующим образом - 78,3%, 73,1% и 542 $. При этом

процент желающих использовать ПК для развлечений и игр, естественно,

значительно выше[1].

(СИ из журнала "Проблемы информатизации" 1993 г.) - уточнение и раз-

витие темы 5.

Освоение новых информационных технологий населением России: социологи-

ческое измерение. По данным Всероссийского центра изучения обществен-

ного мнения (август 1995) : - домашний персональный компьютер в России

имеют лишь 2% опрошенных, среди которых большинство предпринимателей.

Этот процент не вырос с 1993 года[2]; - цветной телевизор имеют 69%

опрошенных по сравнению с 72% в 1993 году ; - видеомагнитофон есть у

16% опрошенных по сравнению с 5% в 1993 году; -видеокамеры имеют 1,6%

опрошенных по сравнению с 0,2% в 1993 году. Ничего не имеют из пере-

численных благ чаще всего неквалифицированные рабочие и работники, за-

нятые в сельском хозяйстве. Рост количества видеомагнитофонов отражает

тенденцию роста пассивного времяпрепровождения - просмотра, как прави-

ло, западной видеопродукции. Необходимо отметить для сравнения, что

домашний персональный компьютер имеют 37% американских семей. Прогно-

зируется, что через четыре-пять лет эта цифра вырастет до 50%. Компь-

ютеры с накопителем на CD-ROM составили в 1993-1994 гг. уже 37% от

всего объема продаж домашних компьютеров, против 19% в 1991 году. За

тот же период количество компьютеров со звуковыми картами, купленных

для домашнего пользования, выросло с 4 до 19% [3].

В основном покупатели ноутбуков в столице (около 80%) - это москвичи.

Среди них большинство составляют инженеры (в том числе программисты) -

38%, бизнесмены - 28%, экономисты + бухгалтеры + банковские служащие =

15%, по 5% приходится на врачей и руководителей госпредприятий, юристы

составляют 3%, по 1,5% остается на психологов, переводчиков, дизайне-

ров и журналистов. По статистике 71% владельцев ноутбуков используют

их как основной рабочий компьютер и только 29% - как дополнительную

машину во время поездок и переговоров. Среди покупателей отсутствуют

такие, которым портативный компьютер нужен только в качестве более

удобного варианта пишущей машинки. Почти половина пользователей рабо-

тает с текстовыми, графическими редакторами и с электронными таблица-

ми, более 35% устанавливает на свои машины БД и около 15% - системы

бухгалтерского учета и разнообразные программы для статистических рас-

четов[4].

Литература:

1. Никишов

←предыдущая следующая→
... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»