Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 

свойственно. Там личность реализуется только

через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи эле-

ментом в строго определенной системе корпоративных связей. Если чело-

век не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной

цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может ме-

нять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан,

он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, пог-

ружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции

[8]. Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту че-

ловеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение

которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих

собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими

эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы че-

рез особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти момен-

ты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых

структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на

уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустри-

альном и информационном обществе. Если в доинформационном периоде сво-

его развития общество в качестве стимула к действию эффективно исполь-

зовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при

переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко осла-

бевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей

человека требует незначительных усилий. В информационном обществе не-

обходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стиму-

лов деятельности человека[3]. Стимулирующими деятельность человека

усилителями могут быть: - гарантии повышения общественного статуса; -

возможность получения элитного образования; - общественная извест-

ность. - специальная организация социально-экономического пространс-

тва. Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для

развития технологических инноваций социально-экономического климата,

Дж. Стьютвилл особо выделяет так называемый "информационный пул ". Эф-

фект нового "информационного пула" возникает когда концентрация ярких

индивидуальностей "на квадратную милю обеспеченной необходимой инф-

раструктурой площади" вновь создаваемого промышленного региона начина-

ет заметно превышать "критический уровень"[4]. Возникающий при этом

скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными ус-

ловиями для немедленной практической их реализации (в рамках инфраст-

руктуры производственного сервиса активно развивающегося нового про-

мышленного региона), ведет к резкому ускорению характерного для такого

региона инновационного цикла "идея - технология - продукт". Примером

такого типа регионов, где социально-экономический эффект "информацион-

ного пула" устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал поэто-

му за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих

стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Кали-

форнии и "корридор высокой технологии", расположенный недалеко от Бос-

тона вдоль "дороги 128". Научной базой Кремниевой долины является

Станфордский университет, "дороги 128" - Массачусетсский технологичес-

кий институт.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном

обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться: -

физические перемещения будут заменены в той или иной мере информацион-

ными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения лю-

дей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оцен-

кам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с инфор-

мационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное

"надомничество" резко уменьшает необходимое время присутствия людей на

рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной пе-

рестройки производственного и учебного процессов, значительного повы-

шения культуры и сознательности людей, а также выработки нового конт-

рольно-оценочного аппарата. - из-за изменения структуры экономики и

соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в

переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни чело-

век в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять про-

фессию. - повысятся требования к интеллектуальным и творческим способ-

ностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет

проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном воз-

расте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям.

Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их заня-

тости. - встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального

труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около

40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции -

от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в

год)[5]. - возникает серьезная опасность "роботизации" человека, заня-

того информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охва-

тывает в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году

их будет 40 млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на спе-

циалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут "технострес-

сы", требования работников вернуться к персонифицированному контролю

как "допускающему диалог", протесты против вторжения в "приватную об-

ласть" трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым по-

колениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в

целях и экономического, и социального прогресса современного произ-

водства[6].

Проблема предотвращения формирования общества потребления. Появление

информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдви-

гам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельнос-

ти индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль

начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организаци-

онно-информационные факторы - "порядки"[9]. Уровень и образ жизни на-

чинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса,

одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,

что значительное количество людей "потеряется" в этом море изобилия,

включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради разви-

тия человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизировать-

ся потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге,

приведет к деградации общества. Данная проблема уже заявила о себе в

развитых странах мира[10]. Например, преимущество японской модели эко-

номики состоит в ее способности преодолеть своеобразный "демонстраци-

онный эффект", который экономист Ф.Хирш определил как феномен "позици-

онной экономики", в которой важен не абсолютный уровень потребления, а

относительный, в сравнении с другими

←предыдущая следующая→
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»