←предыдущая следующая→
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
свойственно. Там личность реализуется только
через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи эле-
ментом в строго определенной системе корпоративных связей. Если чело-
век не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной
цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может ме-
нять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан,
он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, пог-
ружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции
[8]. Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту че-
ловеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение
которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих
собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими
эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы че-
рез особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти момен-
ты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых
структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на
уже сложившиеся уровни и трансформируют их.
Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустри-
альном и информационном обществе. Если в доинформационном периоде сво-
его развития общество в качестве стимула к действию эффективно исполь-
зовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при
переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко осла-
бевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей
человека требует незначительных усилий. В информационном обществе не-
обходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стиму-
лов деятельности человека[3]. Стимулирующими деятельность человека
усилителями могут быть: - гарантии повышения общественного статуса; -
возможность получения элитного образования; - общественная извест-
ность. - специальная организация социально-экономического пространс-
тва. Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для
развития технологических инноваций социально-экономического климата,
Дж. Стьютвилл особо выделяет так называемый "информационный пул ". Эф-
фект нового "информационного пула" возникает когда концентрация ярких
индивидуальностей "на квадратную милю обеспеченной необходимой инф-
раструктурой площади" вновь создаваемого промышленного региона начина-
ет заметно превышать "критический уровень"[4]. Возникающий при этом
скачок интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными ус-
ловиями для немедленной практической их реализации (в рамках инфраст-
руктуры производственного сервиса активно развивающегося нового про-
мышленного региона), ведет к резкому ускорению характерного для такого
региона инновационного цикла "идея - технология - продукт". Примером
такого типа регионов, где социально-экономический эффект "информацион-
ного пула" устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал поэто-
му за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих
стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Кали-
форнии и "корридор высокой технологии", расположенный недалеко от Бос-
тона вдоль "дороги 128". Научной базой Кремниевой долины является
Станфордский университет, "дороги 128" - Массачусетсский технологичес-
кий институт.
Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном
обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться: -
физические перемещения будут заменены в той или иной мере информацион-
ными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения лю-
дей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оцен-
кам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с инфор-
мационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное
"надомничество" резко уменьшает необходимое время присутствия людей на
рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной пе-
рестройки производственного и учебного процессов, значительного повы-
шения культуры и сознательности людей, а также выработки нового конт-
рольно-оценочного аппарата. - из-за изменения структуры экономики и
соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в
переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни чело-
век в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять про-
фессию. - повысятся требования к интеллектуальным и творческим способ-
ностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет
проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном воз-
расте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям.
Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их заня-
тости. - встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального
труда, готовность к этому представителей других социальных групп.
Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около
40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции -
от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в
год)[5]. - возникает серьезная опасность "роботизации" человека, заня-
того информационным трудом. Сегодня тотальная электронная слежка охва-
тывает в США около 2/3 из 12 млн. работающих у дисплеев (к 2000 году
их будет 40 млн.) и распространяется с рабочих и служащих уже на спе-
циалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут "технострес-
сы", требования работников вернуться к персонифицированному контролю
как "допускающему диалог", протесты против вторжения в "приватную об-
ласть" трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым по-
колениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в
целях и экономического, и социального прогресса современного произ-
водства[6].
Проблема предотвращения формирования общества потребления. Появление
информации в качестве потребительских благ ведет к качественным сдви-
гам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельнос-
ти индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль
начинают играть не просто материальные и духовные блага, а организаци-
онно-информационные факторы - "порядки"[9]. Уровень и образ жизни на-
чинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса,
одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.
Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,
что значительное количество людей "потеряется" в этом море изобилия,
включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради разви-
тия человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизировать-
ся потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге,
приведет к деградации общества. Данная проблема уже заявила о себе в
развитых странах мира[10]. Например, преимущество японской модели эко-
номики состоит в ее способности преодолеть своеобразный "демонстраци-
онный эффект", который экономист Ф.Хирш определил как феномен "позици-
онной экономики", в которой важен не абсолютный уровень потребления, а
относительный, в сравнении с другими
←предыдущая следующая→
... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
|
|