←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
своей работе компьютерную технику.
3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социали-
зации, а это значит, что в условиях информатизации все современные
средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики
более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Оста-
новимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в ус-
ловиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации. Языковая коммуникация составляет яд-
ро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны
органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого
человека языковой среды. В условиях России широкое распространение
нерусифицированных программных средств, формирование общественного
мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным
последствиям социальная проблема. Должны быть разработаны средства
информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющие-
ся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню
доступности, либо по цене.
- информационная безопасность личности. Под информационной безопас-
ностью понимается состояние защищенности информационной среды общест-
ва, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, ор-
ганизаций и государства[1]. Обеспечение информационной безопасности
личности означает ее право на получение объективной информации и пред-
полагает, что полученная человеком из разных источников информация не
препятствует свободному формированию и развитию его личности. В ка-
честве воздействия на личность могут выступать: - целенаправленное ин-
формационное давление с целью изменения мировоззрения, политических
взглядов и морально-психологического состояния людей; - распростране-
ние недостоверной, искаженной, неполной информации; - использование
неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по се-
бе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими
процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способ-
ности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры
которых на много порядков выше самой информации[2]. Учеными установле-
но, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени,
чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать
игровую программу на ту или иную установку не представляет труда.
"Виртуальную" систему можно заразить вирусом, который будет кодировать
на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять "зомбирование".
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -
компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в инфор-
мационных системах[3].
- компьютерная преступность, вирусы. Компьютерный вирус - специальная
программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазм-
ножению. Одну из самых популярных антивирусных программ - "AIDSTEST" -
ее автор Д.Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю. Попытка
создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в ви-
русописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,
"прогреметь", а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Ло-
зинский считает их жалкими созданиями[4].
Информационный образ жизни.
Существует два смысла этого понятия: 1. образ жизни людей в информа-
ционном обществе, где все стороны жизни в значительной степени прони-
зываются информационными отношениями, базирующимися на современных ин-
формационных технологиях; 2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости разви-
тия информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ
жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информа-
ционной гигиены приводит к сознательно избранному информационному об-
разу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.
Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества
в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономи-
ческими условиями. Главной чертой образа жизни является его систем-
ность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельнос-
ти взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению
другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: -
трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социаль-
но-культурная; - досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности,
предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из пере-
численных слагаемых образа жизни.
- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с ис-
пользованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной
связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с
пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы веду-
щих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и
т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на
экране компьютера.
- учебная деятельность. Активно развивающаяся педагогическая информа-
тика занимается проблемами создания и реализации концепции образования
[5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди це-
лей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие ин-
теллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования)
определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информа-
ционное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализи-
рованное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.
Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образо-
вания: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию
и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа
приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возмож-
ностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и
экономического поведения . Гипертекст как обучающее средство сегодня
начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в
совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, нап-
ример, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право
учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в
учебном процессе.
- бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравне-
нию с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам
памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно ми-
ровым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой маши-
ну, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками,
факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто по-
нимается пока предельно усеченная модель. Бытовые компьютеры предназ-
начены для массового использования в домашних условиях при решении вы-
числительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других
задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являют-
ся: - обеспечение информационных
←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
|
|