Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 

своей работе компьютерную технику.

3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социали-

зации, а это значит, что в условиях информатизации все современные

средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики

более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Оста-

новимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в ус-

ловиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации. Языковая коммуникация составляет яд-

ро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны

органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого

человека языковой среды. В условиях России широкое распространение

нерусифицированных программных средств, формирование общественного

мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным

последствиям социальная проблема. Должны быть разработаны средства

информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющие-

ся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню

доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности. Под информационной безопас-

ностью понимается состояние защищенности информационной среды общест-

ва, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, ор-

ганизаций и государства[1]. Обеспечение информационной безопасности

личности означает ее право на получение объективной информации и пред-

полагает, что полученная человеком из разных источников информация не

препятствует свободному формированию и развитию его личности. В ка-

честве воздействия на личность могут выступать: - целенаправленное ин-

формационное давление с целью изменения мировоззрения, политических

взглядов и морально-психологического состояния людей; - распростране-

ние недостоверной, искаженной, неполной информации; - использование

неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по се-

бе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими

процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способ-

ности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры

которых на много порядков выше самой информации[2]. Учеными установле-

но, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени,

чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать

игровую программу на ту или иную установку не представляет труда.

"Виртуальную" систему можно заразить вирусом, который будет кодировать

на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять "зомбирование".

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в инфор-

мационных системах[3].

- компьютерная преступность, вирусы. Компьютерный вирус - специальная

программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазм-

ножению. Одну из самых популярных антивирусных программ - "AIDSTEST" -

ее автор Д.Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю. Попытка

создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в ви-

русописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,

"прогреметь", а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Ло-

зинский считает их жалкими созданиями[4].

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого понятия: 1. образ жизни людей в информа-

ционном обществе, где все стороны жизни в значительной степени прони-

зываются информационными отношениями, базирующимися на современных ин-

формационных технологиях; 2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости разви-

тия информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ

жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информа-

ционной гигиены приводит к сознательно избранному информационному об-

разу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества

в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономи-

ческими условиями. Главной чертой образа жизни является его систем-

ность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельнос-

ти взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению

другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: -

трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социаль-

но-культурная; - досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности,

предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из пере-

численных слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с ис-

пользованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной

связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с

пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы веду-

щих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и

т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на

экране компьютера.

- учебная деятельность. Активно развивающаяся педагогическая информа-

тика занимается проблемами создания и реализации концепции образования

[5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди це-

лей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие ин-

теллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования)

определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информа-

ционное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализи-

рованное образование на основе новых компьютерных технологий обучения.

Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образо-

вания: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию

и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа

приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возмож-

ностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и

экономического поведения . Гипертекст как обучающее средство сегодня

начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в

совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, нап-

ример, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право

учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в

учебном процессе.

- бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравне-

нию с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам

памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно ми-

ровым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой маши-

ну, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками,

факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто по-

нимается пока предельно усеченная модель. Бытовые компьютеры предназ-

начены для массового использования в домашних условиях при решении вы-

числительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других

задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являют-

ся: - обеспечение информационных

←предыдущая следующая→
... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»