←предыдущая следующая→
... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
производстве знаний. США имеют максимум
квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться
к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за
счет уровня образования. По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн.
студентов, а в России - 2,6 млн. студентов. Ряд стран, имеющих совре-
менные информационные технологии, научную информацию и знания получа-
ют, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны соз-
давать знания, которые должны наполнять национальную информационную
среду. Такие общества информационными не являются.
Информационная культура- это[6]: - новый тип общения, дающий возмож-
ность свободного выхода личности в информационное бытие; - свобода вы-
хода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального
до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип
информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека
от рутинной интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже
сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и само-
обучение.
Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году
в США и использовано в национальной программе реформы высшего образо-
вания. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным чело-
веком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить инфор-
мацию и наиболее эффективно ее использовать[7]. Соотношение понятий
компьютерная, информационная грамотность и информационная культура.
Состав информационной техносферы как основы информационной среды об-
щества. - обзор разновидностей портативных ПК[5].
1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книж-
ки(органайзеры); 2 группа: карманные компьютеры;
3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые
секретари); 4 группа: ПК-блокноты(notebook); 5 группа:
ПК-субблокноты 6 группа: переносные ПК;
7 группа: портативные рабочие станции. Системы видеотекста,
при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архи-
ва), не выходя из дома в любое время дня и ночи.
Литература:
1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриально-
го общества // Социальная информатика-94. М., 1994. 2. Кочетов А.Н.
Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991. 3. Вовканыч С.И.,
Парфенцева Н.А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие
// Социс, 1993, ь 8, с.153. 4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и
купить! // Правда, 12 октября 1995 года. 5. Кулаков В. Мир портативных
ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28. 6. Михайловский В.Н.
Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург,
1994, с.56. 7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (програм-
ма курса для вузов) // Социс,1994, ь 11, с.59. 8. Каныгин Ю.М., Марка-
шов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, ь
2, с.31. Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российс-
кому научному потенциалу.