Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 

их социальной инфраструктуры. 10. "национальная

независимость" и, с другой стороны, "уязвимость". Уровень развития ин-

форматизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на по-

зиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как

количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направ-

ленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о

мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических ре-

шений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор техноло-

гического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство

армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информацион-

но-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие",

"утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержани-

ем. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического зна-

чения. Национальная независимость диктует России необходимость госу-

дарственного регулирования технологического сотрудничества с Западом,

что отражено в концепции информационной безопасности , ряде норматив-

ных документов( например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению

законности в области производства, реализации и эксплуатации шифро-

вальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования ин-

формации") [7].

Литература:

1. Что за "ядерным чемоданчиком"? // Правда, 20 апреля 1994 г. 2. Ер-

шов А.П. 3. Проблемы информатизации , ь 3/4,1993, с.81-88. 4. Ракитов

А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217. 5. Урсул А.Д.

Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации

// Вестник РОИВТ, 1993, ь 1-3, с.35-45. 6. Закон об информации, инфор-

матизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995

года. 7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, ь 16(96), 24 апреля

1995 г.

Тема 6. Формирование информационной

среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голо-

да - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъем-

лющее информационное поле. В процессе разработки информационной стра-

тегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно

быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы

социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицисти-

ке нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что

является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в

процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-техни-

ческих средств информатизации ("железо"+ программное обеспечение).

Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной техноло-

гией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация. Системы социальной информации(ССИ) в России практически не

существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информа-

ции. При управлении должна использоваться информация о выходе значений

ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахож-

дении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных ре-

шений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, ха-

рактеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и

10% самых бедных членов общества. В частности ССИ должна содержать в

себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Соци-

альную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ.

Выпускается журнал "Вестник статистики".

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении

информационной среды общества является понятие "информационный потен-

циал". Информационный потенциал в широком смысле - это накопленный в

обществе информационный ресурс. Информационный потенциал в узком смыс-

ле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал - это информационный ресурс в единстве со

средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и

эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий

должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы,

но также средства, методы и социальные структуры, способствующие восп-

роизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры

общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо

единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информа-

ционных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем

имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места

и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе.

Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способ-

ностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за

рубежом. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его под-

систем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и об-

щественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духов-

ной коммуникации и т.д [3].

Социальный интеллект - понятие[2]. В настоящее время формируется важ-

ное направление - интеллектуализация социальных систем ( предприятий,

управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, ис-

кусства, массовой информации). Важно в рамках работы по информатизации

общества организовать исследования прикладного характера (подготовку

методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня

тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами

социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной

среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического

анализа [8]. По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занима-

ла 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к

началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, соз-

данными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не

во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изме-

няется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4]. Мир в нас-

тоящее время можно условно разбить на четыре группы стран: - страны,

производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; -

страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и

частично оригинальные технологии; - страны, производящие оригинальные

технологии; - страны, производящие знания. США позволяют себе "сдавать

позиции" в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары

из Японии и т.д.), но не в производстве

←предыдущая следующая→
... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»