←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
предпосылок ин-
форматизации, соответствующих классическому подходу к информатизации
общества. Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть
технологическое отставание России от
передовых стран мира, например: - заимствование передовой информацион-
ной технологии с одновременным обеспечением информационной бе-
зопасности России;
- определение образующих черт социальных преобразований будущего
(например, гармонизация информационного и экологического начал
общества); - использование в качестве основополагающего принципа
информационного комфорта;
- активный поиск конструктивных решений социальных проблем на
основе симбиоза "левополушарных" и "правополушар ных" механизмов ком-
муникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное
восприятие вариант информатизации. Россия же - "правополушарный" реги-
он и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко
увеличить темпы информатизации, своим путем догнать передовые в инфор-
мационном отношении страны.
Условия и предпосылки информатизации в социальной сфере. Социальная
сфера - это процесс расширенного воспроизводства человека как личнос-
ти, как субъекта исторического процесса. Потенциальные способности
мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улуч-
шить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможнос-
тей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту дол-
жен внести и прогресс информационной техники и технологии. В какой ме-
ре сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению
"качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства"
личности? Для этого необходим свободный доступ каждого человека к со-
циально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур и
т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информа-
ции. Особое социальное значение преобретает сам факт наличия компьюте-
ров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.
Социальная структура общества с информационной точки зрения. Выстраи-
вая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности,
уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную
структуру "информационным срезом". Очевидно, например, более позитив-
ное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более
старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не
так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологи-
ческие исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовле-
чение в процесс информатизации различных социальных групп.
Социальные последствия информатизации. Таблица Хессига "Последствия
информатизации в зеркале общественности"[4] является хорошим примером
системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:
Положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО Свободное развитие ин-
дивида "Автоматизация" человека Информационное общество Дегуманизация
жизни Социализация информации (1) Технократическое мышление Коммуника-
тивное общество Снижение культурного уровня (3) Преодоление кризиса
Лавина информации цивилизации (2) Элитарное знание (поляризация)(4)
Изоляция индивида (5)
ПОЛИТИКА Расширение сво-
бод Снижение свобод Децентрализация Централизация Выравнивание иерар-
хии власти (6) Государство - "надзиратель" (7) Расширенное участие в
Расширение государственной общественной жизни бюрократии
Усиление власти благодаря знаниям Усиление манипуляции людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД Повышение продуктивности
Все возрастающая сложность Рационализация жизни Повышение компетент-
ности (8) Обострение промышленного Увеличение богатства кризиса Прео-
доление кризиса Концентрация Экономия ресурсов Подверженность кризисам
Охрана окружающей среды Стандартизация Децентрализация Массовая безра-
ботица промышленности Новые требования к Новая продукция мобильности
трудящихся Улучшение качества Дегуманизация труда Диверсификация про-
дукции Стрессы Новые профессии и Деквалификация квалификации (9) Ис-
чезновение многочисленных
профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Национальная независимость (10)
Усиление взаимозависимости Появляется шанс на развитие Технологическая
зависимость у стран "третьего мира" Обострение отношений Юга - Улучше-
ние обороноспособности Запада страны Уязвимость
Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем
Комментарий к таблице Хессига:
1."социализация информации" - увеличение степени направленности инфор-
мации на социальную сферу; 2. "преодоление кризиса цивилизации" - соз-
дание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса,
решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом[5]. 3. "сни-
жение культурного уровня" - развитие информационной среды создает
предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокро-
вищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происхо-
дит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими
потребителями предоставляемой информации. 4. "элитарное знание" -
опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении
их в узком , "верхнем" общественном слое - элите (политической, эконо-
мической и т.д.). 5. "изоляция индивида" - без общественного регулиро-
вания информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться ,
как правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще ху-
же, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников
- весьма опасное социальное явление. 6. "выравнивание иерархии власти"
в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения
большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими
социального статуса. 7. государство- "надзиратель" - Левиафан, "помно-
женный" на компьютерные технологии. При современных технологиях возмо-
жен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона
РФ "Об информации, информатизации и защите информации"[6] персональные
данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если госу-
дарство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального
человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей. 8.
"повышение компетентности" и как альтернатива этому - "деквалифика-
ция". ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет
новые возможности для реализации конкретных жизненных целей. 9. "новые
профессии и квалификации" и , с другой стороны, возможное исчезновение
многочисленных профессий. Появление новые, более интеллектуальных про-
фессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезаю-
щих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реа-
лизацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий
создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и
др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени
связана с незнанием их
←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
|
|