←предыдущая следующая→
... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
организованного информа-
ционного рынка[4].
Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную служ-
бу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ "Ин-
формрегистр", создавая электронный каталог отечественных баз и банков
данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведе-
ний о БД и их владельцах. В России насчитывается до 30 тыс. БД, содер-
жащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для ши-
рокого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс. Качество
БД , в частности достоверность содержащейся в них информации, во мно-
гом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обнов-
ляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около
7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при мно-
гократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стои-
мость создания и ведения, например, документальной базы данных в рас-
чете на один документ лежит в пределах 40-200 $.
Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (бо-
лее 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100
БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Авс-
тралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступ-
ные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира. По состоянию на
1995 год в мире существует 1131 БД, действующих в режиме on-line, из
них 99% БД принадлежит США и лишь 32 БД(0,03%) - странам третьего ми-
ра, что ярко свидетельствует о монополизации науки. Типы БД. БД клас-
сифицируются по структуре, назначению и способу доступа. По структуре
БД делятся на: - документографические (библиографические, рефератив-
ные); - фактографические; - числовые; - полнотекстовые и гипертексто-
вые; - лексикографические. По назначению содержащейся информации БД
делятся на: - БД деловой информации (социальная, коммерческая и др.
информация, кадастры, регистры); - БД информации для специалистов
(экономическая, правоохранительная и др. информация); - БД массовой
информации. По способу доступа БД делятся на: - БД, размещенные на
хостах (доступные через сети); - БД, тиражируемые в коммуникативных
форматах; - БД, тиражирумые с программными средствами (включая
CD-ROM); - локальные БД.
Остановимся подробнее на понятии "фактографические базы социальных
данных". К социальным данным относятся данные о населении и социальной
среде. Сведения о населении включают демографические, паспортные, кад-
ровые, социальные, медицинские и любые другие персональные данные об
отдельных личностях, а также сводные данные о населении государства в
целом и его отдельных территорий и об определенных группах населения:
пенсионерах, квартиросъемщиках, детях школьного возраста, женщинах и
др. Трудности создания в России БД о населении связаны с отсутствием
необходимого количества супер-ЭВМ, сетей связи, а также с явно недос-
таточным финансированием этого направления. Сведения о социальной сре-
де включают данные о вакансиях, градостроительстве, городском пасса-
жирском транспорте, городском хозяйстве, законах, нарушениях общест-
венного порядка и др[6]. Учеными и специалистами ставится вопрос о не-
обходимости более глубокой проработки самого понятия "социальная сре-
да", разработки системы показателей для его описания и создания соот-
ветствующих электронных БД. Так, например, предлагаемое понятие "реги-
ональная пространственно-предметная среда"[7] реализует социопрост-
ранственный (территориальный) аспект жизнедеятельности людей. Должен
стать общеизвестным, а также постоянно отслеживаться в динамике, нап-
ример, следующий норматив: каждый взрослый человек должен в год прое-
хать с социально-культурными целями - 8000 км. (горожанин) или 6000
км. (селянин). Сегодня же горожанин в среднем проезжает 3700 км. в
год, а селянин всего 2100 км. Очевидно, что необходимо научная прора-
ботка и фактографическое наполнение на современном уровне и такого
важного понятия как "социальное время". Электронизация фактографичес-
ких баз социальных данных в целом находится в России лишь в начальной
стадии. Только наличие всего спектра ЭВМ от персональных до супер, об-
ладающих соответствующих своему классу ресурсами, наличие развитых
средств связи, а также современное программное обеспечение (как рези-
дентное, так и распределенное) даст практическую возможность коллек-
тивного использования информационных ресурсов внутри страны и активно-
го обмена с зарубежными базами и банками данных[8]. Решение комплекса
социальных и технических проблем активизации информационных ресурсов
России, иначе говоря, увеличения ее информационного потенциала, позво-
лит создать необходимую для прогрессивного развития информационную
среду общества.
Литература:
1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриально-
го общества // Социальная информатика-94. 2. Юревич А.В., Агамова
Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься // Независимая газета, 17 но-
ября 1994 года. 3. На пути к информационному обществу. "Автоматизиро-
ванные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития"
(Национальный доклад) // Вестник РОИВТ, 1994, ь 4-5, с.5-66. 4. Башин
М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля 1994
года. 5. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт,
1993, с.22. 6. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник
ВОИВТ, 1990, ь 4, с.28. 7. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс,
1992, ь 11, с. 70. 8. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере ин-
формационных ресурсов // Социальная информатика. М., 1990, с.154.