←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ...
прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (
формирование образного, абстрактного мышления). В крупнейшей библиоте-
ке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их
числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг на-
ходится в Российской национальной библиотеке (бывш.Госуд. публ.библио-
тека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина, г.С.-Петербург).
4). Компьютерная фаза.
Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага не-
обходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов.
Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также переда-
чи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[5]. Главное отли-
чие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мне-
нию профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности эк-
раном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телеви-
дения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с че-
ловеком, а с электронной памятью. Диалог "человек - ЭВМ" - главное от-
личие электронной коммуникации от устной или документальной коммуника-
ции, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "че-
ловек - человек"[6].
Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из
компьютерной книги? [7] Во-первых, в условиях информатизации и наличия
глобальных информационных сетей компьютерная книга становится состав-
ной частью глобального полилога и интертекста. Во-вторых, невиданная
мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной стра-
ницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-треть-
их, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная свер-
хемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и
экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную
экранную книгу, сделав ее книгой "тысячи и одного автора". Компьютер-
ная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапа-
зон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фикси-
рованного текста, характерного для классической письменной культуры, к
"мягкому" тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к
трансформации.
Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе
информационного обмена. Особо важно использование гипертекстовых тех-
нологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуе-
мых параметров. Другой причиной популярности данных технологий являет-
ся предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных
информационных потребностей.
Блок-схема социальной коммуникации[8]
1 2 3
Восприятие 4
1-отправитель; 2- физический канал; 3- получатель; 4- обучение за дли-
тельное время.
- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).
Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:
выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так на-
зываемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получа-
телем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна толь-
ко при условии, что названные два набора имеют общую часть, что пере-
дано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере
повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью
и "статистическим" восприятием, и в частности в человеческом мозгу,
восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую
площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот
процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой спра-
ва. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего
влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в
частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры
нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях,
постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом
ключ к циклическому развитию социальной культуры.
Литература:
1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. "Слухи" как социальный
феномен // Социс, 1993, ь 1, с.82-88. 2. Робертсон Д.С. Информационная
революция // Информационная революция: наука, экономика, технология:
Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-26. 3. Рейзема Я.В. Инфор-
матика социального отражения (информационные и социальные основания
общественного разума). М. 1990, с.127. 4. Дьячков М.В. Языковая поли-
тика в современной России // Социс, 1993, ь9, с.101. 5. Глушков В.М.
Основы безбумажной информатики. М. 1987. 6. Соколов А.В. Эволюция со-
циальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149. 7. Михайловский В.Н.
Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург,
1994, с.54. 8. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.