Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 

прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (

формирование образного, абстрактного мышления). В крупнейшей библиоте-

ке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их

числе и библия Гутенберга. Богатейшее в мире собрание русских книг на-

ходится в Российской национальной библиотеке (бывш.Госуд. публ.библио-

тека им.М.Е.Салтыкова-Щедрина, г.С.-Петербург).

4). Компьютерная фаза.

Новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага не-

обходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов.

Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также переда-

чи ее на длительные расстояния взяла на себя техника[5]. Главное отли-

чие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мне-

нию профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности эк-

раном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телеви-

дения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с че-

ловеком, а с электронной памятью. Диалог "человек - ЭВМ" - главное от-

личие электронной коммуникации от устной или документальной коммуника-

ции, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "че-

ловек - человек"[6].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [7] Во-первых, в условиях информатизации и наличия

глобальных информационных сетей компьютерная книга становится состав-

ной частью глобального полилога и интертекста. Во-вторых, невиданная

мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной стра-

ницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-треть-

их, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная свер-

хемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и

экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную

экранную книгу, сделав ее книгой "тысячи и одного автора". Компьютер-

ная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапа-

зон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фикси-

рованного текста, характерного для классической письменной культуры, к

"мягкому" тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к

трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе

информационного обмена. Особо важно использование гипертекстовых тех-

нологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуе-

мых параметров. Другой причиной популярности данных технологий являет-

ся предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных

информационных потребностей.

Блок-схема социальной коммуникации[8]

1 2 3

Восприятие 4

1-отправитель; 2- физический канал; 3- получатель; 4- обучение за дли-

тельное время.

- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:

выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так на-

зываемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получа-

телем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна толь-

ко при условии, что названные два набора имеют общую часть, что пере-

дано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере

повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью

и "статистическим" восприятием, и в частности в человеческом мозгу,

восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую

площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот

процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой спра-

ва. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего

влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в

частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры

нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях,

постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом

ключ к циклическому развитию социальной культуры.

Литература:

1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. "Слухи" как социальный

феномен // Социс, 1993, ь 1, с.82-88. 2. Робертсон Д.С. Информационная

революция // Информационная революция: наука, экономика, технология:

Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-26. 3. Рейзема Я.В. Инфор-

матика социального отражения (информационные и социальные основания

общественного разума). М. 1990, с.127. 4. Дьячков М.В. Языковая поли-

тика в современной России // Социс, 1993, ь9, с.101. 5. Глушков В.М.

Основы безбумажной информатики. М. 1987. 6. Соколов А.В. Эволюция со-

циальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149. 7. Михайловский В.Н.

Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург,

1994, с.54. 8. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.

Тема 4 Информационные ресурсы общества

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержа-

ние, симптомы в социальной практике, последствия. Информационный кри-

зис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении эффективности ин-

формационного обмена: - резко возрос объем публикуемых данных; - между

группами разных специалистов стало трудно общаться; - возрос объем не-

опубликованной информации; - выросла проблема межязыкового обмена в

мире. Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кри-

зиса - явление информационного "тромбоза", т.е. информационного "взры-

ва" (лавинообразного роста объемов социоинформации), сопровождающегося

информационным "голодом" (физиологическими ограничениями человека в

восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной

информации из общего потока). Существенным шагом на пути разрешения

информационного кризиса стало создание в 1971 микропроцессора. Таким

образом, самой актуальной и острой в мире является проблема создания,

сохранения и эффективного использования информационных ресурсов (ИР).

Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного

ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других

ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени

связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эф-

фективностью формирования, размещения и использования информационных

ресурсов и продуктов.

Информационный ресурс общества - определение понятия. Понятие "инфор-

мационного ресурса общества" (ИРО) является одним из ключевых понятий

социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось

после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. "Национальные информацион-

ные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации". Создание на рубеже

80-х годов принципиально нового понятия - национальные информационные

ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых

стран от источников информации (технической, экономической, политичес-

кой, военной), а также от уровня развития и эффективности использова-

ния средств

←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»