←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
содержат необходимый объем знаний о
трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. По-
добные модели представления знаний, состоящие из связанных друг с дру-
гом списочных структур, получили название реляционных.
В реляционных моделях удается представить более сложные области
знаний. В них каждый из аспектов может рассматриваться как некоторый
автономный блок внутри которого допускается производить изменения, не
затрагивая других областей и не внося при этом противоречий в общую
картину знаний. Удобным средством является комбинация устойчивых и из-
меняемых знаний. Так знания, выраженные Списком 2 длительно устойчивы.
В Списке 1 представлены знания, которые могут меняться с течением вре-
мени- текучесть кадров, изменение квалификации и т.п. Список 3 обнов-
ляется каждый раз, когда возникает необходимость очередного расчета.
Не вызывает принципиальных трудностей задача пополнения реляционной
модели новыми знаниями путем расширения уже имеющихся списков и добав-
ления новых списочных структур.
В приведенном примере мы рассмотрели лишь задачу определения ве-
личины заработка. Но, по-видимому ясно, что реляционные модели включа-
ющие достаточное по содержанию и количеству число списочных структур
создают возможность для решения большого количества разнообразных за-
дач каждая из которых является по существу задачей извлечения из общей
суммы вложенных в модель знаний нужного конкретного знания по интере-
сующему получателя вопросу.
Существуют и другие формализмы представления знаний, кроме пере-
численных выше иерархических, морфологических, древовидных и реляцион-
ных моделей. Так, например, промежуточным между древовидной и реляци-
онной моделью являются так называемые семантические сети. С их помощью
между понятиями, фактами, знаниями устанавливаются связи - отношения.
Они как бы являются обобщением древовидных моделей т.к. отличаются от
последних снятием требований иерархичности. В то же время семантичес-
кие сети могут считаться частным случаем реляционных моделей, т.к.
именно из них могут быть построены связанные списочные структуры, ког-
да понятие являющееся узлом семантической сети расширяется в список, а
соответствующее отношение с другим списком из единичного становится
групповым.
Все описанные приемы формализации знаний направлены на создание
некоторой устойчивой "несущей конструкции" на которую может быть одета
оболочка системы конкретных знаний. В случае, если между отправителем
и получателем знаний достигнуто понимание, взаимная договоренность от-
носительно этой несущей конструкции, то информационный обмен приобре-
тает необходимую регламентирующую основу, что решающим образом повыша-
ет его эффективность.
Информационная технология. Под традиционной информационной технологи-
ей, как правило, понимается информационная технология на базе "жест-
ских алгоритмов". Под новой информационной технологией , как правило,
понимается информационная технология на базе "мягких алгоритмов", с
использованием достижений искусственного интеллекта.
Материя, энергия, информация, знания - связь понятий(2). Ис-
ходной посылкой является утверждение, что информация является семанти-
ческой сущностью материи. Понятие "материя" отождествляется с понятием
"система", в которую входят составными элементами - вещество, энергия,
знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения
материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных
переходов из одной в другую субстанцию системы(рис. ниже). При взаимо-
действии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а
энергия - носителем информации.
М А Т Е Р И Я
Вещество Энергия
Знания Информация
Информация, данные, знания - соотношение понятий. Информация - всеоб-
щее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных
процессах. Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и
возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать
в качестве информации. Знания - это результат познавательной деятель-
ности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.
Соотношение понятий информация, данные, знания. Может быть предложена
следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная
цепочка[3] - зерно, мука, хлеб. Информация всегда носит "транспортный"
оттенок передачи знания по сетям связи , знание же всегда связано с
личностью его создателя.
Проблематика искусственного интеллекта. Массовая информатизация об-
щества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным(дружественным) интерфей-
сом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).
От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний
- выявление, структурирование, формализация знаний для разработки ин-
теллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных
систем(ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экс-
пертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, об-
ладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве
электронных консультантов для лиц, принимающих решения. Системы, бази-
рующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), се-
годня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990
г. составил 30-40 млн.$, а 1993 г. - 207 млн.$ и продолжает стреми-
тельно расти. Что же осталось в области исследований И.И., так ска-
зать, в узком смысле слова? 1. "Мягкие" вычисления. "Жесткие" вычисле-
ния - это работа по алгоритмам, "мягкие" же вычисления - это вычисле-
ния, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение то-
го, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах,
моделировании эволюционных процессов. 2. Когнитивная графика(пифограм-
ма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые реше-
ния(познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую зако-
номерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка
будущего решения, т.е. когнитивная графика является визуальным изобра-
жением математики. 3. Виртуальная реальность. Средства информационной
технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют
создать "виртуальный мир" - искусственное трехмерное пространство.
Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research(США),
основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина "вирту-
альная реальность". 4. Моделирование человеческих рассуждений(приклад-
ные семиотические системы). Основная проблема в том, что человеческие
рассуждения не есть система.
В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической ин-
форматики, без которых невозможен анализ информационных процессов в
обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия
собственно социальной информатики.
Литература:
1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволю-
ции общества. М.: МГСУ, 1996. 2. Шемакин Ю.И. Теоретическая информати-
ка.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
|
|