Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Программирование, базы данных. /

Социальная информатика

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 

содержат необходимый объем знаний о

трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. По-

добные модели представления знаний, состоящие из связанных друг с дру-

гом списочных структур, получили название реляционных.

В реляционных моделях удается представить более сложные области

знаний. В них каждый из аспектов может рассматриваться как некоторый

автономный блок внутри которого допускается производить изменения, не

затрагивая других областей и не внося при этом противоречий в общую

картину знаний. Удобным средством является комбинация устойчивых и из-

меняемых знаний. Так знания, выраженные Списком 2 длительно устойчивы.

В Списке 1 представлены знания, которые могут меняться с течением вре-

мени- текучесть кадров, изменение квалификации и т.п. Список 3 обнов-

ляется каждый раз, когда возникает необходимость очередного расчета.

Не вызывает принципиальных трудностей задача пополнения реляционной

модели новыми знаниями путем расширения уже имеющихся списков и добав-

ления новых списочных структур.

В приведенном примере мы рассмотрели лишь задачу определения ве-

личины заработка. Но, по-видимому ясно, что реляционные модели включа-

ющие достаточное по содержанию и количеству число списочных структур

создают возможность для решения большого количества разнообразных за-

дач каждая из которых является по существу задачей извлечения из общей

суммы вложенных в модель знаний нужного конкретного знания по интере-

сующему получателя вопросу.

Существуют и другие формализмы представления знаний, кроме пере-

численных выше иерархических, морфологических, древовидных и реляцион-

ных моделей. Так, например, промежуточным между древовидной и реляци-

онной моделью являются так называемые семантические сети. С их помощью

между понятиями, фактами, знаниями устанавливаются связи - отношения.

Они как бы являются обобщением древовидных моделей т.к. отличаются от

последних снятием требований иерархичности. В то же время семантичес-

кие сети могут считаться частным случаем реляционных моделей, т.к.

именно из них могут быть построены связанные списочные структуры, ког-

да понятие являющееся узлом семантической сети расширяется в список, а

соответствующее отношение с другим списком из единичного становится

групповым.

Все описанные приемы формализации знаний направлены на создание

некоторой устойчивой "несущей конструкции" на которую может быть одета

оболочка системы конкретных знаний. В случае, если между отправителем

и получателем знаний достигнуто понимание, взаимная договоренность от-

носительно этой несущей конструкции, то информационный обмен приобре-

тает необходимую регламентирующую основу, что решающим образом повыша-

ет его эффективность.

Информационная технология. Под традиционной информационной технологи-

ей, как правило, понимается информационная технология на базе "жест-

ских алгоритмов". Под новой информационной технологией , как правило,

понимается информационная технология на базе "мягких алгоритмов", с

использованием достижений искусственного интеллекта.

Материя, энергия, информация, знания - связь понятий(2). Ис-

ходной посылкой является утверждение, что информация является семанти-

ческой сущностью материи. Понятие "материя" отождествляется с понятием

"система", в которую входят составными элементами - вещество, энергия,

знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом сохранения

материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем взаимных

переходов из одной в другую субстанцию системы(рис. ниже). При взаимо-

действии этих элементов системы вещество выступает носителем знания, а

энергия - носителем информации.

М А Т Е Р И Я

Вещество Энергия

Знания Информация

Информация, данные, знания - соотношение понятий. Информация - всеоб-

щее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных

процессах. Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и

возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать

в качестве информации. Знания - это результат познавательной деятель-

ности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Соотношение понятий информация, данные, знания. Может быть предложена

следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная

цепочка[3] - зерно, мука, хлеб. Информация всегда носит "транспортный"

оттенок передачи знания по сетям связи , знание же всегда связано с

личностью его создателя.

Проблематика искусственного интеллекта. Массовая информатизация об-

щества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным(дружественным) интерфей-

сом, базирующемся на достижениях искусственного интеллекта (ИИ).

От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний

- выявление, структурирование, формализация знаний для разработки ин-

теллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных

систем(ЭС). ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экс-

пертов и фундаментальные знания в той или иной предметной области, об-

ладающие способностью к логическим выводам и выступающие в качестве

электронных консультантов для лиц, принимающих решения. Системы, бази-

рующиеся на знаниях различных предметных областей (базы знаний), се-

годня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в 1990

г. составил 30-40 млн.$, а 1993 г. - 207 млн.$ и продолжает стреми-

тельно расти. Что же осталось в области исследований И.И., так ска-

зать, в узком смысле слова? 1. "Мягкие" вычисления. "Жесткие" вычисле-

ния - это работа по алгоритмам, "мягкие" же вычисления - это вычисле-

ния, при которых могут быть и новые задачи, и случайное нахождение то-

го, что нужно. Таким образом, речь идет об эволюционных алгоритмах,

моделировании эволюционных процессов. 2. Когнитивная графика(пифограм-

ма). Это не иллюстративная графика, а графика, порождающая новые реше-

ния(познавательная графика). Глаз оператора фиксирует некоторую зако-

номерность светового пятна - это снимается далее с ЭВМ как заготовка

будущего решения, т.е. когнитивная графика является визуальным изобра-

жением математики. 3. Виртуальная реальность. Средства информационной

технологии и, в частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют

создать "виртуальный мир" - искусственное трехмерное пространство.

Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research(США),

основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина "вирту-

альная реальность". 4. Моделирование человеческих рассуждений(приклад-

ные семиотические системы). Основная проблема в том, что человеческие

рассуждения не есть система.

В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической ин-

форматики, без которых невозможен анализ информационных процессов в

обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия

собственно социальной информатики.

Литература:

1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволю-

ции общества. М.: МГСУ, 1996. 2. Шемакин Ю.И. Теоретическая информати-

ка.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»