УДК: 681.3:621.002
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ САПР P-CAD В ВУЗЕ
Н.Я. Колесник, доцент каф.ЭИ, ДВТИ, г.Владивосток;
Д.А. Горбач, инженер-программист каф.ЭИ, ДВТИ, г.Владивосток
Введение
В настоящее время в промышленности широкое распространение получили различные системы автоматизированного проектирования (САПР). В частности, для проектирования печатных плат (ПП), гибридных интегральных схем, микросборок и других подобных конструктивов широко используется система P-CAD, разработанная фирмой Personal CAD System. По оценке специалистов P-CAD является несомненным лидером среди других систем аналогичного назначения, функционирующих на персональных компьютерах класса IBM PC.
В связи с этим при подготовке специалистов радиотехнических специальностей целесообразно в курсы по конструированию РЭА (или аналогичным курсам) включить материал по изучению САПР P-CAD, преследуя при этом следующие цели:
1. Сформировать у студентов представление об основных элементах, структуре и принципах функционирования промышленных систем автоматизированного проектирования.
2. Способствовать получению студентами своеобразного "фундамента" для упрощения в дальнейшем освоения других САПР.
Методические рекомендации
Опыт преподавания системы P-CAD показал, что изучение системы целесообразно проводить в течении двух семестров.
В первом семестре читаются лекции и выполняются лабораторные работы. Во втором семестре проводится курсовое проектирование.
Объем и содержание лекционного материала зависит от ряда
факторов: наличия апробированного методического обеспечения; требований к уровню освоения студентами системы P-CAD; наличия достаточного количества машинного времени и т.п.
В начале лекционного материала дается назначение системы, ее основные характеристики, состав программного обеспечения,
структура рабочих файлов. Излагаются возможные подходы к проектированию ПП (без графического и текстового описания принципиальной электрической схемы, с использованием только
текстового описания компонентов и цепей проектируемой схемы, с использованием и текстового, и графического описания схемы).
Лекционный материал может содержать краткую информацию о
работе оболочки PC-SHELL, основных командах и режимах работы графических редакторов (PC-CAPS, PC-CARDS, PC-PLACE). В лекциях необходимо подробно остановиться на структуре файла стратегии трассировки, ее настройке. Целесообразным является рассмотрение вопросов внешнего интерфейса системы, структуры pdf-файла.
Состав лабораторных работ
1. Методика создания символьного описания элементов в системе P-CAD.
2. Методика создания конструкторско-технологического описания элементов в системе P-CAD.
3. Методика проектирования ПП в системе P-CAD.
При выполнении первой лабораторной работы студенты знакомятся с редактором PC-CAPS и осваивают методику подготовки символьного описания библиотечных элементов (файлов типа *.SYM).
При выполнении второй лабораторной работы студенты знакомятся с редактором PC-CARDS, методикой создания технологического описания библиотечных элементов (файлов типа *.PRT).
При выполнении лабораторной работы номер три проводится проектирование ПП. Студенты изучают графический редактор PC-PLACE, трассировщик PC-ROUTE, осуществляют настройку трассировщика на заданный конструктив.
При выполнении курсового проектирования студенты осуществляют проектирование ПП начиная с создания символьного и конструкторско-технологического описания библиотечных элементов, а заканчивают - получением конструкторской документации на проектируемую плату. В отчет по курсовому проектированию должны быть включены послойные чертежи платы, сборочный чертеж и чертеж принципиальной электрической схемы. Чертежи могут быть выполнены как на плоттере, так и на принтере.
Заключение
Учет изложенных выше рекомендаций и соображений в процессе преподавания в ВУЗе курса по изучению системы P-CAD позволило достаточно успешно провести обучение и сформировать у студентов достаточно прочные знания по данной дисциплине.
|
|