←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
ошибок. Сложность разработки
таких языков заключается в том, что они должны быть преимущест-
- -
венно непроцедурными. Если процедурный язык указывает, как вы-
полняется задаваемое действие, то непроцедурный - что необходи-
мо выполнить без детализации, какие действия для этого требу-
ются. Так как конечные пользователи не знают и не должны знать
в делалях процесс реализации информационной потребности, чем
выше интеллкетуальность АРМ, тем больше непроцедурных возмож-
ностей должно быть прдусмотрено в его языках.
Языки АРМ должны быть и пользовательски-ориентирован-
ными, в том числе и профессионально-ориентированными. Это свя-
зано с различиями в классификации пользователей, которые разде-
ляются не только по профессиональной принадлежности, но и по
иерархии служебного положения, мере обученности, виду потребля-
емых данных и др. Следует учесть, что использование естествен-
ного языка, несмотря на кажущуюся простоту такого подхода, не
может дать сколько-нибудь ощутимых преимуществ из-за необходи-
мости введения через клавиатуру громоздких конструкций ради по-
лучения иногда несложных результатов.
Как и во всяком языке, основу языков АРМ должны
составлять заранее определяемые термины, а также описания
способов с помощью которых могут устанавливаться новые термины,
заменяя или дополняя существующие. Это приводит к необходимости
при проектировании АРМ определенным образом классифицировать
терминолагическую основу АРМ , т.е. определить все основные
синтаксические конструкции языка и семантические отношения меж-
ду терминами и их совокупностями. В связи с этим может возник-
нуть необходимость в простейшей классификации АРМ, например, по
возможностям представления данных в некоторых пользовательских
режимах обработки: числовые, текстовые, смешанные. В более
сложных случаях классификация АРМ может определяться уже орга-
низацией баз данных. Возможности языка во многом определяют и
список правил, по которым пользователь может строить формальные
конструкции, соответствующие реализации информационной потреб-
ности. Hапример, в некоторых АРМ все данные и конструкции
- -
фиксируются в табличной форме (табличные АРМ) или в виде опера-
торов специального вида (функциональные АРМ).
Языки пользователя разделяют АРМ также по видам диало-
га. Средства поддержки диалога в конечном счете определяют язы-
ковые конструкции, знание которых необходимо пользователю.
Конструкцией одного и того же АРМ может быть предусмотрено не
один, а несколько возможных типов диалога в зависимости от
роста активности пользователя в процессе обучения или работы, а
также необходимости развития АРМ средствами пользователя. Из
существующих диалогов при разработке АРМ наиболее употребимы
диалог, инициируемый пЭВМ, диалог заполнения форм, гибридный
диалог, диалог необученного пользователя и диалог с помощью
фиксированных кадров информации.
При диалоге, инициируемом пЭВМ, пользователь АРМ осво-
бождается практически полностью от изучения мнемоники и
конструкций языка. Одной из модификаций этого метода является
метод меню, при котором выбирается один или несколько из пред-
ложенных пЭВМ вариантов.
При диалоге заполнения форм, который также иницииру-
ется пЭВМ, пользователь заполняет специально подобранные формы
на дисплее с их последующим анализом и обработкой.
Гибридный диалог может быть инициировани и пользовате-
лем, и пЭВМ.
При диалоге необученного пользователя должна быть
обеспечена полная ясность ответов пЭВМ, которые не могут остав-
лять у пользователя сомнений относительно того, что ему нужно
делать.
В случае диалога с помощью фиксированных кадров инфор-
мации пЭВМ выбирает ответ из списка имеющихся. В этом случае
пользователь вводит только очень короткие ответы, а основная
информация выдается автоматически.
Тип диалога также может определять классификацию АРМ,
например АРМ с диалоговыми средствами необученного пользовате-
- -
ля. Классификация АРМ по такому признаку связана с классификац-
цией по профессиональной ориентации пользователя. Hапример, АРМ
с диалогом по методу меню вряд ли целесообразно для пользовате-
ля-экономиста, относящегося в то же время к персоналу руководи-
теля, вследствие большого числа повторяющихся операций.
Если рассматривать автоматизированниые рабочие места с
точки зрения программных средств, их реализующих, то классифи-
кация АРМ может быть весьма обширна. Они могут быть классифици-
рованы по языку программирования, возможности предоставления
пользователю процедурных средств программирования, возможности
достраивания программной системы в процессе эксплуатации, нали-
чию систем управления базами данных, транслятора или интерпре-
татора с языков пользователей, средств обнаружения и исправле-
ния ошибок и т.д. Пакеты прикладных программ (ППП), применяемые
в АРМ, могут быть параметризованы для обеспечения привязки
системы к конкретному приложению. Могут использоваться генера-
торы самих ППП.
В состав АРМ обязательно входят различные программные
компоненты, обеспечивающие основные расчетные функции и органи-
зацию диалога, а также система управления базой данных,
трансляторы, справочные системы, собственно база данных, содер-
жащая, например, основные данные, сценарии диалога, инструкции,
управляющие параметры, перечни ошибок и др. Основные компоненты
АРМ определяют его состав и обеспечиваюь возможность классифи-
кации АРМ по различным признакам.
В зависимости от применения в рамках АРМ средств,
обеспечивающих развитие АРМ конечным пользователем, будем раз-
делять АРМ на два больших класса: обслуживащюие и инетллекту-
альные. И те и другие могут предназначаться для различных поль-
зователей. Hо в то же время существуют такие пользователи, о
которых можно сказать заранее, что он не может быть пользовате-
лем того или другого АРМ. Hапример, обслуживающий персонал (де-
лопроизводители, секретари) в силу специфики выполняемых ими
- -
функций не нуждаются в интеллектуальных АРМ (в своей не-
посредственной деятельности).
Обслуживающие АРМ в сферах организационного управления
могут быть информационно-справочными, вычислительными, тексто-
обрабатывающими. Интеллектуальные АРМ можно прежде всего разде-
лить на ориентированные на данные и ориентированные на занания
(даталогические и фактологические).
Информационно-справочные АРМ обслуживают какой-либо
процесс управления. Вычислительные АРМ разнообразны по своему
содержанию и могут применяться многочисленными категориями
пользователей. С их помощью могут ставиться и решаться органи-
зационно-экономические задачи, связанные и не связанные друг с
другом, поиск и обработка данных в которых заранее определена
или определяется в процессе функционирования АРМ. Текстообразу-
ющие АРМ
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|