Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Химия /

Полимер

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

млн. человек. Почти 90% населения проживало в европейской части России (22% территории страны). Основная масса была занята в сельском хозяйстве, но доля городского населения постоянно росла.

  За 20 лет, прошедших после реформы, произошли значительные изменения в социальной структуре российского общества.

  Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х годов их насчитывалось немногим более половины от всего Дворянского сословия. Но дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные            посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с   предпринимательской деятельностью.

  Крестьянство, составлявшее основную массу населения страны, переживало процесс дифференциации. Происходило «раскрестья-нивание» — отток в города на заработки разоряющихся крестьян. Имеете с тем до 20% возрос удельный вес зажиточного крестьянства.  

  После 1861 г. увеличились темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьянства и едкого предпринимательства, а также городского мещанства. Принадлежность к дворянскому сословию, поместья и титулы по-прежнему сохраняли привлекательность для разбогатевших крестьян и купцов. Выдающиеся деловые качества, участие в благотворительности открывали им доступ в дворянство.

  В 70—80-е годы появляются новые организации промышленников. Наряду с возникшими до реформы биржевыми комитетами, комитетами торговли и мануфактур создаются представительные организации отраслевого типа: Совет съезда горнопромышленников юга России (1871), Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области (1880).

  Отмена крепостного права привела к быстрому росту наемных рабочих. Эта социальная группа была неоднородной. Большинство из них составляли сельскохозяйственные, строительные, лесные рабочие, рабочие мелких кустарных промыслов и чернорабочие. В крупной промышленности и на железнодорожном транспорте численность лиц наемного труда возросла с 706 тыс. в 1861 г. до 950 тыс. человек в 1879 г.

  Сельское хозяйство.

  В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20%) и составили от 2—3 до 40—50 десятин на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. Различия в размерах наделов возникали из-за разницы в общинах (казаки имели в среднем более 50 десятин на двор, а бывшие помещичьи крестьяне — около 7 десятин). Продажа наделов запрещалась.

  После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. В 1862—1882 гг. они приобрели 6 млн. десятин частных земель. Широко применялась сдача крестьянам земли за отработки. Только за 1861—1877 гг. помещичье землевладение уменьшилось с 87 до 73 млн. десятин.

  Зажиточные крестьяне также нанимали работников, применяли технику, улучшали качество продукции.

  В целом развитие сельского хозяйства сопровождалось увеличением сборов зерновых и технических культур, ростом посевных площадей. Запашка земли с 1860 по 1881 г. возросла на 14% и достигла 94 млн. десятин. Накануне реформы товарного хлеба было не более 5% от чистого сбора, в конце 70-х годов — уже II—13% Возросло поголовье скота.

  Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства высвободил рабочие руки и созал спрос на промышленную продукцию.

  Промышленность финансировалась как частными лицами (торговые прибыли, выкупные платежи, доходы от аренды земли так и государством (ссуды, заказы). Для кредитования создавались акционерные банки (39—в 1873 г.), общества взаимного кредита" городские (общественные) банки (232). Общая сумма вкладов Го-сударственного и акционерных банков за 15 лет увеличилась почти в 4 раза и достигла в 1879-г. 1 млрд. руб. С 1860 по 1880 г. в 10 раз (с 9,7 до 97 млн. руб.) увеличился приток капитала в российские акционерные общества. Иностранные капиталовложения — из Англии, Франции, Германии, Бельгии в основном делались в тяжелую промышленность.

  Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Стремительными темпами росли добывающая и тяжелая промышленность. Появлялось все больше крупных предприятий. Добыча угля в 1861—1881 гг. увеличилась в 9 раз (до 213 млн. пудов), нефти — в 200 раз (до 40, 4 млн. пудов), выплавка стали — почти в 2 раза, чугуна — в 1,5 раза. Быстро росла добыча угля в Донбассе, нефти — в Баку, железной руды — в Кривом Роге. Донецкий уголь и криворожская руда стали базой развития металлургического производства на юге России.

  Шел процесс концентрации производства, увеличение количества производств с большим числом рабочих. В 1879 г. в России было уже 81 крупное предприятие (свыше 1000 рабочих), или вдвое больше, чем в 1866 г.

  В 60—70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург. В Центральном районе и в южных губерниях продолжало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Продукция машиностроения возросла в 3 раза.

  Во второй половине XIX в. в промышленном производстве России чередовались периоды спада и подъема. Спад производства был отмечен в начале 60-х и в 1873—1875 гг.

  Транспорт.

  Особое значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60—80-х годах преобладало частное строительство. Они связали отдаленные регионы, повысили спрос на продукцию угольной, металлургической, машиностроительной промышленности. С 1861 по 1881 г. протяженность железных дорог России выросла с 1,6 до 23,1 тыс. км. Железные Дороги связали Москву с Курском, Воронежем, Нижним Новгородом, Ярославлем и др. Началось строительство дорог на Урале (Пермь — Екатеринбург). Новые линии связывали сельскохозяйственные и промышленные районы между собой и с портами (Одессой, Ригой). Количество пароходов за 1860—1881 гг. увеличилось в 3 раза и достигло 1200. Основная их часть была сосредоточена в Волжском бассейне.

  Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно включились окраины. Чостепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны. В 1876—1880 гг. железнодорожные перевозки хлеба составляли в среднем ежегодн 120,5 млн.пудов.

  Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского экспорта. За пореформенное тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз. Промышленные товары составляли около 25% экспорта. В импорте 60-х годов первое место занимает хлопок-сырец, постепенно его обгоняет импорт машин. В 60-е годы стоимость импорта примерно равнялась стоимости экспорта, но постепенно экспорт начинает превышать импорт.

  Финансовая политика.

  Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро нуждались промышленность и транспорт. Государственный бюджет страны испытывал хронический дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6 млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн. руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи иностранных займов, выпуска дополнительньк казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям курса рубля.

  Для проведения выкупной операции при отсутствии денег в казне правительство прибегло к выплатам выкупных сумм процентными бумагами по типу государственного займа. Порядок погашения этих бумаг предусматривал ограничение передачи их из рук в руки и установление 49-летнего срока погашения. Подобные меры приводили к росту внутреннего

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»