Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Химия /

Полимер

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

реформы. Вердикт присяжных, выносившийся ими в суде на основании собственного суждения, не вписывался в старую систему розыскного судопроизводства. В общие списки присяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные служащие, выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным имущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались волостные старшины, сельские старосты, волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных заседателей, "прислугу и наемных рабочих".

  Судебная реформа имела огромное значение уже потому, что обеспечивая существенную степень защиты подданных Российской империи в гражданских и, и меньшей стопчи, 72 уголовных делах она способствовала самому процессу выработки понятий прав человека как гражданина России. Хотя следует отметить и тот факт, что успех реформы был обеспечен не голько банкротством старой системы, но и смутным представлением значения новой. Подтверждением этого может служить мнение А.А.Головина. в записях которого можно найти следующее: "Император, подписывая реформы, не в полной мере предвидит, к каким последствиям они могут привести, иными словами он не понимал что же он подписывает".

  Невысокий уровень подготовки юридических кадров определял степень правового сознания государственных чиновников, готовивших проект реформы, что придавало им веру и благотворное влияние законности и права на все общество. И все же в итоге возникло совершенно новое для русского самодержавия отношение к закону и зародился новый тип политической культуры внутри чиновничества. Идея права и законности вела к ограничению иласти монарха, означала признание за подданными объективных личных и гражданских прав. Законность противопоставлялась понятию "произвол", отражавшему традиционную психологию и практику русского самодержавия и старой бюрократии. Логическим последствием реформы являлось правительство, ограниченное законом.

  Военная реформа 1874 г.

  Одной из важнейших была военная реформа. Поражение в Крымской войне явилось тяжелым уроком. Война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских государств. Цель преобразования старой крепостнической армии состояла в приближении ее к армии буржуазного типа обладающей обученным личным запасом, снабженной современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами.

  Реформа проводилась в течение нескольких лет. Россия была разделена на 15 военных округов; был выработан новый устав строевой службы. Создание военных гимназий, училищ, академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Было ускорено перевооружение армии новыми техническими средствами — винтовками, артиллерией; был создан паровой военный флот и т. д. Однако эти улучшения не устранили главную причину слабости русской армии — ее феодально-сословную структуру.

  В связи с этим в 1874 г. правительство приняло закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Это позволяло сократить численность армии в мирное время и давало возможность резко повысить ее численность в военное время, призвав запасников. Освобождались от действительной службы по семейному положению (единственный сын) или по жребию (некоторых зачисляли сразу в ополчение). Срок службы вместо 25 лет, как было раньше, сокращался до 6 лет действительной и 9 лет запаса, на флоте — до 7 лет действительной и 3 лет запаса. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев.

  При всей своей прогрессивности реформа проводилась непоследовательно. Некоторые группы населения были избавлены от воинской повинности (священники, жители Средней Азии, Крайнего Севера, Казахстана и т. д.). Офицерский состав, как и прежде, формировался из дворян. В армии царили рукоприкладство, муштра и произвол. Существовало большое различие в положении офицеров из дворян и солдат из крестьян. «В сущности, не было и нет всеобщей воинской повинности, потому что привилегии знатного происхождения и богатства создают массу исключений».

  В целом военная реформа способствовала усилению русской армии. Однако дух возмутительного бесправия и полной беззащитности солдат оставался. Задавленная муштрой, жесточайшей дисциплиной, армия оставалась опорой царизма.

  Политический кризис конца 70-х — начала 80-х годов.

  Последствия русско-турецкой войны, неурожаи и голод 1879—1880 п промышленный спад создали на рубеже 70—80-х годов острую кризисную ситуацию. Вновь усилилось крестьянское движение происходили волнения студентов в Москве, Петербурге и Харькове земско-либеральные деятели выступили за введение конституции В этой обстановке революционеры совершили серию террорист ческих актов. Обстановка в стране накалилась.

  Правительство ответило репрессиями. С августа 1878 г. дела о политических преступлениях были переданы из гражданских судов в военные. В том же году был создан аппарат полицейских урядни ков для борьбы с крестьянским движением, организована сыскная полиция для преследования революционеров. Обыски, аресты стали обычным явлением. В апреле 1879 г. (после покушения А. К. Соловьева на Александра II) в Петербурге, Харькове и Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства наряду с уже существовавшими постоянными генерал-губернаторствами (в Москве Киеве и Варшаве). Все генерал-губернаторы получили чрезвычайные полномочия (предавать военному суду, подвергать административной высылке, арестовывать, закрывать издания и т. д.). После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, правительство попыталось найти спасение в диктатуре.

  12 февраля 1880 г. была создана Верховная распорядительней комиссия по охране государственного порядка и общественного спо- койствия. Главным чиновником комиссии был назначен один из самых хитроумных и ловких сановников, бывший харьковский генерал-губернатор граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов. ОН был наделен исключительными полномочиями и начал осушествлять политику «лисьего хвоста» и «волчьей пасти», как писал народник Н.К. Михайловский. Наряду с карательными мерами Лорис-Меликов начал диалог с земствами, пообещав расширить их права ослабил цензуру, с поста министра просвещения был смещен Д.А.Толстой.

  Заняв после ликвидации Верховной распорядительной комиссии (август 1880 г.) посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, Лорис-Меликов стремился завершить проведение реформ и тем самым преодолеть кризис. Для стабилизации положения были отправлены на места сенатские ревизии, расследовавшие факты злоупотреблений, расширены права печати, ликвидировано III отделение. В январе 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II проект реформ, с помощью которых диктатор предполагал вывести правительство из кризиса. Он предложил создать административно-хозяйственную и финансовую комиссии, включавшие чиновников и «благонадежных» общественных деятелей, для подготовки реформы местного управления и пересмотра условий выкупа крестьянских земель. Затем проекты должны были вноситься на рассмотрение общей комиссии с участием земско-городских выборных. 7 марта 1881 г. этот план, названный «конституцией Лорис-Меликова», был одобрен императором. Однако в тот же день Александр II был убит в результате террористического акта.

  Социально-экономическое развитие России в пореформенный период.

  Российская империя выделялась среди других европейских государств как площадью (18 млн. кв. верст), так и быстро растущим населением: в 1860 г.—73 млн. человек, в 1881—100 млн.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»