←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
назначенное без суда, представляется
произволом власти, возбуждает ропот". Вместе с тем, при создании новых
судов в "Учреждении судебных установлений" в Приложении к ст. 2
говорилось: "Судебная власть духовных,
военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постано
В ходе подготовки и проведения реформы бы
Формирование принципов
Закон определял сферу юрисдикции мировых судов следующим образом: им были подсудны "дела о менее важных преступлениях и проститутках", для которых предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3-х месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 годи, денежные взыскания на сумму свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой па мировых судей возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с вознаграждением на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел по установлению права на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатми. На суд присяжных предлагались дела "о преступлениях и проступках, влекущих за собой маказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ".
В ходе разработки этого института возникла дилемма: какой системы придерживаться — английской или континентальной? В первом случае присяжные в своем вердикте должны были отвечать на вопрос: "Совершил ли подсудимый данное преступление?", во втором -"Виновен ли подсудимый?" Российская практика пошла по второму пути.
Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными лишь в случае, если суд единогласно признает, что "решением присяжных, осужден невинный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. При окружных судах учреждался институт следователей, осуществлявших предварительное расследование преступлений под надзором прокуратуры на закрепленных за ними участках.
Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции. Кандидаты на должность должны были соответствовать определенному цензу: иметь высшее юридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах (не менее 3-х лет). Во главе окружного суда стол председатель, во главе отделений - товарищи председателя.
На судебные полата возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлениях. Дела рассматривались при участии "сословных представителей", в состав которых входили губернский и уездный предводители дворянства, городской голова губернского города и волостной старшина.
Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение "прямого смысла законов", просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизводства). В 1872 году было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее политические дала особой важности.
Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело. Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением установленного порядка. В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями. Новые принципы их деятельности: гласность, состязательность, несменяемость судей, их независимость от административных властей - не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны государственной бюрократии. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа (Петербургский и Московский), а в остальных районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.
Институт присяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением реформы.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|