Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Химия /

Возникновение иразвитие, понятие и признаки права. Понятиеправосознания, основные функции, виды.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

закрепляющее результаты правовой деятель­ности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низкого.

Разумеется, оценки будут относительны. Разные люди, раз­ные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в дости­жении единства интерпретации правовых явлений в качестве куль­турных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается воз­можность для определения основных направлений повышения право­вой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:

- формирование чувства права и законности;

- освоение достижений логико-правового мышления;

- совершенствование законодательства;

- увеличение объема и качественное совершенствование пра­вопослушного поведения;

- совершенствование юрисдикционной и иной правопримени­тельной деятельности;

- разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;

- изучение памятников права и правоприменительной практи­ки как основы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, исполни­тельных и правоохранительных органов.

Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узкове­домственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, твор­ческая личность, которая нуждается в помощи и защите со сторо­ны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при этом и если при этом игнорируется право и порядок.

Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культу­ры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью разви­тия юридических наук, приобретение практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование дру­гих отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому из­даваемые государством законы если и должны в качестве опреде­ленной модели вести за собой (формировать) соответствующие от­ношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превра­щаться в законы неправовые.

Можно также утверждать, что для большого числа людей нор­мативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных норматив­но-правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность, а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно

- через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзь­ями и коллегами.

Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правопримене­ния общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отсталости, сориентированности на социаль­ные ценности. Роль законодательства в сфере культуры, взаимо­действие и взаимопроникновение этих феноменов социального бы­тия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реали­зации права (микроуровень) или на уровне законодательной дея­тельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуро­вень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правово­му закону и правовому государству. Неразвитость культуры, нап­ротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.

Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеев С.С. "Государство и право" Начальный курс.

Москва, 1996.

Алексеев С.С. Закон и наша жизнь. Москва, 1978.

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания. Москва, 1974.

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Указательные работы.

Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.

Лазарев Б.М. Что такое правовое государство. Москва, 1990.

Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций. Редакторы Малько А.В. и Матузов Н.И.   Москва, 1996.

Учебник для ВУЗов "Философия права"

Редактор Нерсесянц В.С. Москва, 1997.

Хабермас Ю. Демократия.  Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.

Юридический словарь. Москва, 1989.

←предыдущая следующая→  
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»