Пример: Глобальная сеть INTERNET
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Химия /

Возникновение иразвитие, понятие и признаки права. Понятиеправосознания, основные функции, виды.

←предыдущая следующая→
1 2 3 

участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние право­вой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным примени­тельно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния право­вой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совер­шенства правовых актов, правовой и правоприменительной дея­тельности, правосознания и правового развития личности, а так­же в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматри­ваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание пра­ва, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соот­ветствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает по­нимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-соци­ологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

- правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

- правосознание как систему духовного отражения всей пра­вовой действительности;

- правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение, деятельность.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с дру­гими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствую­щей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В связи с этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) меха­низмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными состав­ляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную куль­туры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В

ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Связь права и культуры не так явна, как соотношение пра­ва и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совер­шенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.

Право определяет и специфический вид общей культуры об­щества - правовую культуру.

Правовая культура - это одновременно:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия  правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териализованных благ, созданных людьми.

Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универса­листких обобщений, когда обращается внимание на функционирова­ние социального организма в его целостности. И в том, и в дру­гом случае принимается во внимание деятельное творческое нача­ло, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизован­ности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятель­ности.

Основополагающей культурной ценностью являются само право и правовые законы. Закон как инструмент организации обществен­ных отношений и как основной источник права является пока неп­ревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть : законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как одно из про­явлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обуслов­ленные правом) юридические ценности.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно ука­зать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожи­дать надлежащего правопорядка.

Законом создаются исходные ценности процедурно-про­цессуального порядка. Об уровне правовой культуры свидетельст­вуют, например, такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения конфликтов между властя­ми, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.

Относительная самостоятельность закона в том и проявля­ется, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идео­логии, закон способен питать правовые идеи, способствовать по­явлению новых, более прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, че­рез посредство закона и основанных на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих мини­мальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психи­ческие процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм права), поведенческое (указывающее на характер действий), объ­ективизированное (закрепляющее

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «RefStore.Ru»